Уверенная победа Абдель Фаттаха ас-Сиси на президентских выборах в Египте
10–12 декабря 2023 г. в Египте на фоне резкого обострения палестино-израильского конфликта прошли очередные президентские выборы (за границей они состоялись 1–3 декабря), на которых в третий раз победу одержал Абдель Фаттах ас-Сиси. О своем намерении принять в них участие А.Ф. ас-Сиси, впервые избранный на этот пост в 2014 г. и переизбранный в 2018 г., объявил 2 октября на конференции «История Родины: между предвидением и достижениями».
Выбор даты проведения этой конференции и объявления на ней А.Ф. ас-Сиси о своем участии в выборах был не случайным: 6 октября 2023 г. в Египте торжественно отметили 50-тилетний юбилей начала Октябрьской войны коалиции арабских государств во главе с Египтом и Сирией против Израиля, в первые дни которой египетские вооруженные силы форсировали Суэцкий канал и вышли на Синайский полуостров. Эти события затем нашли отражение в названиях новых египетских городов: эль-Убур и 6-го Октября.
14 октября Национальная избирательная комиссия окончила десятидневный прием заявок на участие в выборах. В определении списка кандидатов на президентский пост, пожалуй, и состояла одна из главных интриг этих выборов, поскольку участие в них дает «дополнительные очки» всем кандидатам в следующем выборном президентском цикле в 2030 г. кроме ас-Сиси, который по действующему законодательству баллотироваться уже не сможет, а также партиям, которые они представляют, на очередных парламентских выборах в 2025 г.
В предварительный список кандидатов на выборы Национальная избирательная комиссия включила кандидатуру действующего Президента и еще трех человек, полностью соответствовавших всем требованиям законодательства, в том числе и предоставившим нотариально заверенную поддержку по меньшей мере 25 тыс. граждан в 15 или более провинциях, или 20 или более членов Палаты представителей египетского Парламента. В их числе помимо А.Ф. ас-Сиси, кандидатуру которого поддержали 424 членов Парламента и 1,13 млн египтян, оказались Фарид Захран, глава левой Социал-демократической партии, руководитель египетской партии «Новый Вафд» Абдель Санад Ямама и Хазем Омар, глава Народно-республиканской партии. Вступивший в избирательную кампанию бывший депутат парламента и бывший руководитель партии «аль-Карама» Ахмед Тантави не смог заручиться необходимой поддержкой избирателей, а глава Либеральной конституционной партии («аль-Дустур») Гамела Исмаил объявила о выходе из президентской гонки, сославшись на решение своей партии.
Никто из четверки кандидатов, прошедших «сито» Национальной избирательной комиссии, не воспользовался предоставленной ему законодательным правом возможностью отклонить кандидатуру кого-либо из своих конкурентов на президентский пост, приведя для этого убедительные доводы. В результате 8 ноября она опубликовала пресс-релиз с окончательным списком четырех участников президентской гонки и их предвыборной символикой, что позволило начать на следующий день агитационную кампанию.
Расходы на нее кандидаты на президентский пост могли осуществлять только со специальных счетов, открытых ими в Национальном банке Египта или в банке Мыср для сбора пожертвований исключительно от частных лиц-египтян, причем взнос каждого из них не должен превышать 2% от максимальной суммы расходов на агитационную кампанию, которая в первом туре ограничивается 20 млн египетских фунтов (около 647 тыс. долл. США).
Ход краткосрочной агитационной кампании, завершившейся в полдень 8 декабря, довольно широко освещался египетскими средствами массовой информации с целью увеличить явку на выборах (законодательное право голоса имеют свыше 67,3 млн египтян). Агитационную кампанию в пользу А.Ф. ас-Сиси вели партии «Будущее нации» и «Защитники Отечества».
9 376 избирательных участков и 11 631 их отделений, на которых ход голосования контролировали более 15 тыс. судей и 22 тыс. местных наблюдателей, закрылись в 9 часов вечера 12 декабря. В тот же день Национальная избирательная комиссия начала подсчет голосов избирателей, который продолжался до 18 декабря, когда она объявила окончательные результаты выборов.
Ожидаемую победу на них одержал действующий президент Абдель-Фаттах ас-Сиси, продливший свои полномочия до 2030 г., набрав 39,7 млн голосов, или 89,6% бюллетеней, признанных действительными (свыше 489 тыс. бюллетеней, или 1,1% их общего количества были испорчены). Остальные голоса получили: Хазем Омар, глава Народно-республиканской партии, – почти 2 млн, или 4,5% действительных бюллетеней; Фарид Захран, председатель социал-демократической партии, – менее 1,8 млн (4%); и Абдель Санад Ямама, глава партии «Новый Вафд», – более 822 тыс. (1,9%).
К числу неожиданных итогов этих выборов следует отнести, во-первых, большое число голосов, набранных руководителем социал-демократической партии, представленной в египетском Парламенте значительно более скромной фракцией, чем Народно-республиканская или «Новый Вафд», и во-вторых, рекордную явку на выборах, в которых приняло участие 44,7 млн египтян – 66,8% от числа граждан, имеющих право голоса. Предыдущий рекорд был установлен на уникальных для Египта выборах 2012 г., прошедших в два тура, когда во втором туре явка составила 51,8%.
Итоги президентских выборов благоприятно отразятся как на экономическом развитии Египта, так и на многогранном российско-египетском сотрудничестве. Следует напомнить, что в 2014 г. президент А.Ф. ас-Сиси возглавил страну, переживавшую, пожалуй, самый сложный в своей республиканской истории период в результате губительной политики, проводившейся пришедшими к власти «братьями-мусульманами».
Вызванные ими серьезные экономические проблемы вынудили А.Ф. ас-Сиси срочно провести глубокие социально-экономические преобразования, заложившие основы для повышения темпов развития страны и жизненного уровня египтян: с одной стороны, была серьезно реформирована налоговая система, что позволило существенно увеличить долю бюджетных поступлений в ВВП, не обременив чрезмерно при этом национальный бизнес, а с другой, изменена структура бюджетных расходов за счет резкого сокращения дотаций и увеличения адресной помощи нуждающимся в ней.
С марта 2015 г. министерство социальной солидарности Египта запустило программы «Такафул» (солидарность) и «Карама» (достоинство). Первая из них предназначается для поддержки семей с доходами ниже черты бедности с детьми до 18 лет, а второй могли воспользоваться пожилые (более 65 лет) малоимущие и люди с ограниченными возможностями. Кроме того, началась поэтапная реформа системы медицинского страхования, произведены серьезные изменения в системах довузовского и высшего образования с целью повышения качества человеческого капитала.
Все эти меры социальной помощи для наиболее обездоленных египтян оказали им значительную поддержку в условиях двукратного понижения в ноябре 2016 г. курса национальной валюты, что привело к резкому всплеску инфляции, с которым египетское правительство смогло справиться лишь в 2018 г.
Меры по оздоровлению национальной экономики помогли Египту без больших потерь решить проблемы, вызванные распространением коронавирусной инфекции. По данным ЮНКТАД, ВВП страны в 2022 г. в неизменных ценах превысил уровень 2013 г. на 52,1% при этом среднегодовые темпы его прироста за время президентства ас-Сиси достигли почти 4,8%.
Однако значительно более серьезным испытанием чем COVID-19 для экономики Египта, тесно встроенной в систему международного разделения труда, стали резкие колебания мировой конъюнктуры различных рынков товаров и услуг в результате введенных странами коллективного Запада антироссийских санкций после начала в 2022 г. Специальной военной операции. Особую озабоченность вызывает состояние египетской финансовой системы, которое потребовало проведения нового этапа глубоких политических, экономических и социальных реформ, широко обсуждаемых, в т. ч. в рамках различных комитетов Национального диалога. К настоящему времени ими предложены 30 мер в области политических реформ, 38 – экономических и 61 – социальных.
Переизбрание А.Ф. ас-Сиси позволит также продолжить его доверительный диалог с Президентом России В.В. Путиным, в ходе которого определяются перспективы развития российско-египетского сотрудничества в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Его основу, безусловно, составляет торгово-экономическое взаимодействие. Египет – ключевой партнер нашей страны на Африканском континенте, с которым прочные связи были установлены еще в начале 60-х годов ХIХ в. после открытия Русским обществом пароходства и торговли двух судоходных линий из Одессы в Александрию.
В последние годы на Египет приходится около 1/3 всего российского экспорта в Африку, который включает широкую номенклатуру товаров и услуг. Особую значимость для России играет существенная доля в нем готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь машинотехнической, что создает дополнительные стимулы для перестройки структуры национальной экономики. Что касается Египта, который способен покрыть за счет внутреннего производства менее 80% потребления рыбы, 45–55% – мяса и всего лишь 35–40% – пшеницы, то для него особенно важны стабильные закупки российского продовольствия. Так, например, в 2022 г. в общей стоимости импорта Египтом пшеницы и меслина более половины их зарубежных поставок (51%) пришлось на Россию. В целом же поставки российских товаров составили около 5 млрд долл. США, в то время как Египет экспортировал в нашу страну своей продукции примерно на 1 млрд долл., при этом товарооборот взаимной торговли увеличился по сравнению с предыдущим годом почти на 30%.
Не менее значимо и экономическое сотрудничество двух стран, символом которого в настоящее время является строительство в египетской провинции Матрух – одной из наиболее слаборазвитых в стране – АЭС эд-Дабаа. На ней будут установлены четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 поколения 3+ с повышенной безопасностью и улучшенными технико-экономическими показателями. АЭС эд-Дабаа станет краеугольным камнем экономического развития не только этой провинции, но и всего Египта. В настоящее время ее строительство идет широким фронтом: залит бетон и идет сооружение уже трех энергоблоков.
Не менее важным проектом российско-египетского индустриального партнерства является сооружение Российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала. Однако его реализация несколько затянулась, так как площадка для Российской промышленной зоны, первоначально предложенная египетской стороной в районе Порт-Саида, удовлетворяла не всех российских участников этого проекта, в связи с чем позднее было принято решение о включении в ее состав участка в районе Айн-Сохны, расположенного на побережье Суэцкого залива. Общая площадь этих двух участков – 525 га. Сооружение на них российских или совместных предприятий позволит нашим компаниям выйти со своей продукцией не только на рынок Египта, но и на рынки других стран Африки и Азии.
Волков С.Н., к.э.н., доцент,
зав. Центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН