Конференция «Мировой цивилизационный транзит и постколониальность»

8 ноября 2023 г.
300 лет РАН

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Отделение глобальных проблем и международных отношений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ИНСТИТУТ АФРИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


30/1 ул. Спиридоновка, Москва, 123001
Тел. (495) 690-27-52
Факс: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru



30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001
Tel. (495) 690-27-52
Fax: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru/en

ЦЕНТР ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Конференция

МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ И ПОСТКОЛОНИАЛЬНОСТЬ

Программа конференции

8 ноября 2023 года в Центре цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН прошла конференция круглого стола «Мировой цивилизационный транзит и постколониальность». На конференции состоялись два заседания. Модератор первого заседания – И.В. Следзевский, д.и.н., в.н.с. Института Африки РАН, зав. Центром цивилизационных и региональных исследований. Модератор второго заседания – А.Н. Мосейко, к. филос. н., доц., в.н.с. Института Африки РАН. На конференции круглого стола было заслушано 11 докладов и 1 сообщение.

• В докладе А.И. Неклессы, с.н.с. Института Африки РАН, «Постколониальность в контексте цивилизационного транзита» анализируются особенности актуального, отягощенного рисками и срывами цивилизационного переворота – транзита из эпохи Современности, преодолевая препоны автоколониальности, к иному историческому ансамблю, определяемому сегодня как Постсовременность. Эволюционная устремленность процесса все отчетливее обретает черты амбициозного «проекта планетарного масштаба» (Ашиль Мбембе). Сбывается предвидение Альфреда Сови о роли третьего мира, потенции которого он сравнил с преобразующей силой, некогда отправившей на свалку истории феодально-сословный миропорядок: «этот “третий мир”, игнорируемый, эксплуатируемый, презираемый подобно третьему сословию, теперь тоже хочет быть чем-то». Нынешнее «третье сословие» во всех своих проявлениях от беженцев и экономических переселенцев до представителей афрополитанизма демонстрирует потенцию «завоевать мир».

Колониальность, однако, продолжает существовать и как феномен, и как проблема, но борьбу за политический и экономический суверенитет замещает теория и практика социокультурной и психологической деколонизации – концептуалистика постколониальности. «Нам нужна не только политическая деколонизация, но еще и ментальная», – констатировал еще в начале 1990-х гг. южноафриканский интеллектуал Арчи Мафиджи. Возникает тема нового цивилизационного статуса, его форм, образности, институций, маршрутов, системы ценностей и моральной основы. То, что происходит сегодня, – сполохи выразительных предчувствий, прихожая необжитого пока здания оригинальной архитектуры. Обитатели прежнего корпуса цивилизации, будучи вовлечены в переезд и новое расселение, готовятся либо соучаствовать в этой вселенской реновации, либо противостоять ей. Или же просто адаптироваться.

• В докладе к. филос. н., доц., в.н.с. Института Африки РАН А.Н. Мосейко «О постколониальности в свете парадигмы множественности современностей» объясняется, что современность (модерность) формируется в результате распада старых общественных структур и формирования новой реальности (modernity). Израильский ученый Ш.Айзенштадт на основе анализа многих обществ сделал вывод, что модерности многообразны, так как выражают особенности социумов: их культуру, традиции, ментальность, общественные отношения и т.д.

С позиций данной парадигмы в докладе проанализировано явление постколониальности (реальность, общественная мысль, дискурс и т.д.) и сделан вывод о том, что постколониальность как явление выступает в форме двух модерностей, взаимосвязанных, но различных – это модерность независимой, освободившейся Африки (как и других освободившихся регионов Азии и Латинской Аерики) и модерность бывших метрополий. Эти две модерности имеют противоположные цели, задачи и методы. Две модерности переплетены, но разнонаправлены.

Р.С. Бобохонов, к.и.н., с.н.с. Института Африки РАН, в своем докладе «Неоколониализм как форма цивилизационного транзита в Африке» подчеркнул, что демонтаж колониальной системы в середине XX века привел лишь к номинальной независимости освобожденных стран Африканского континента. Колониализм продолжает существовать и прогрессировать в форме неоколониализма или даже пост-неоколониализма. Практически все освободившиеся страны прошли через трансформацию от колониальной зависимости к неоколониальной. Современный колониализм достигает тех же целей, что и раньше, но более «мягкими» методами, сочетая экономическую, финансовую и военную экспансию с культурной и политической, активно используя инструменты пропаганды и сети дезинформации. Таким образом, неоколониализм, по мнению докладчика, - это продолжение эксплуатации бывших колоний странами - метрополиями, основанное на экономическом неравенстве. Современная форма неоколониализма – это ненасильственная форма межгосударственных отношений наиболее развитых капиталистических стран с развивающимися странами при помощи интернационально объединенного финансового капитала и технологий, позволяющих не только сдерживать развивающиеся страны на низком уровне развития, но и распространять необходимые идеи и теоретические концепции.

В.В. Усачева, к. полит. н., с.н.с. Института Африки РАН, доц. Финансового университета при Правительстве РФ, выступила с докладом «Колониализм: от анти- и постколониализма к деколониальному повороту. Проблемы дефиниций и политической практики». Докладчик аргументированно показала, что колониализм в современном понимании – это не только завоевание и освоение новых территорий, это способ мышления и взаимодействия, система дискурсивного осуществления власти. Термин «неоколониализм», предложенный Кваме Нкрума, обозначал новые аспекты старого явления, реализующего те же цели, что и классический колониальный режим. Но при этом более тонко и изощренно, воздействуя на сферы идеологии, культуры, науки, образования и информации. В.В. Усачева отметила, что ряд ученых подчеркивают, что современный̆ неоколониализм изменился, приобретя глобальный̆ характер. И достигает тех же целей другими, мягкими методами, или их сочетанием с традиционным экономическим, финансовым и военным давлением. Используемый в советской науке термин «антиколониальная борьба» был отвергнут после распада СССР и фактически заменен на «постколониальные штудии», «постколониализм». Но колониальный дискурс, продолжая распространяться при помощи западных СМИ, по-прежнему формировал современные установки расы и этничности в постколониальную эру. Деколониальный поворот представляется наиболее радикальной версией постколониализма. Сегодня деколониализм, сказала В.В. Усачева в заключение, стал частью глобальной леволиберальной повестки, которая наиболее активно продвигается на постсоветском пространстве, по сути являясь не просто инструментом мягкой силы Запада, а ярко выраженной неоколониальной концептуальной экспансией в локальные (этнические и не только) сообщества не-западных стран.

И.В. Следзевский, д.и.н., в.н.с. Института Африки РАН в докладе «Идейное течение постколониальности (постколониализма): проводник или ограничитель мирового цивилизационного транзита» определил характерную черту современного мирового цивилизационного транзита как фронтиризацию (опограничивание) цивилизационных миров, обусловленную взаимопроникновением и противоречивым взаимодействием определяющих начал - матриц своеобразия и единства цивилизационных систем. Идейный подход постколниальности/постколониализма, по мнению докладчика, целиком вписывается в эту ситуацию пограничного взаимодействия цивилизационных нормативно-ценностных доминант. Подход претендует на деконструкцию европейского колониального властного дискурса, но исходит при этом из системы ценностей, порожденной западной цивилизацией эпохи Модерна – эмансипации и равенства людей как универсального вектора, проекта прогрессивного развития человечества.

На первом этапе своего развития (последняя четверть ХХ в.) фронтирная позиция постколониального подхода имела ясно выраженную идейную доминанту противостояния постулатам безграничного универсализма, культурно-цивилизационного превосходства Запада над Востоком. Тем самым постколониальная критика приобрела значение проводника мирового культурно-цивилизационного транзита: отказ от восприятия и понимания Западного мира как вершины в иерархии человеческих культур. С конца ХХ в. постколониальный дискурс вошел в мейнстрим западноцентричной либеральной мысли, соединившись с постмодернистской идеологией мультикультурализма – принципом неограниченного культурного разнообразия, представляемого в качестве необходимой и важнейшей составляющей неолиберального стандарта демократического общества. Это соответствует новому западному концепту «жидкой современности», в котором культурная аутентичность и артикуляция культурных идентичностей теряют смысл и значение. На новом этапе развития постколониального похода на уровень идейной парадигмы поднялась концепция «внутреннего колониализма», сегодня она позволяет применять понятие колониализма к любой иноэтничной, завоеванной или присоединенной мирным путем территории – практически к любой стране мира. В новой парадигмальной и геополитической ипостаси постколониальный подход превращается из проводника цивилизационного транзита в его ограничитель – оправдание маргинально-гибридных и сепаратистских форм культурного самосознания, подрывающих базовые принципы самобытного существования крупнейших мировых цивилизаций и затрудняющих формирование нового полицивилизационного миропорядка.

Л.А. Андреева, д.и.н., в.н.с. Института Африки РАН, выступила с докладом «Исламское движение Нигерии: прокси Ирана или самостоятельный актор? (при поддержке РНФ, проект 18-19-0054-П)». Докладчик отметила, что за более чем 40-летнюю историю присутствия в Нигерии шиитское Исламское движение Нигерии (ИДН) смогло добиться достаточно широкой поддержки населения. Зародившись в университетской среде, ИДН изначально вербовало представителей образованной элиты, недовольных социальной несправедливостью, коррумпированностью правительства и отсутствием путей самореализации. Впоследствии, продвигая антиэлитарные идеалы, ИДН привлекло широкие слои населения. Этому способствовал опыт успешной реализации социально-значимых, образовательных, просветительских и инфраструктурных проектов (по существу создание параллельных государственных структур в социальных сферах), осуществленных при финансовой и методической поддержке Ирана. По мнению докладчика, без помощи Ирана движение не могло бы достигнуть таких успехов, но не стоит рассматривать его только как «прокси» Ирана. Основа стремительного роста движения, как видится, заключается в его бескомпромиссной антиэлитарной направленности, критике коррупции и социальной несправедливости. Эти проблемы до сих пор остаются актуальными для Нигерии. Их решение ИДН видит в замене существующего секулярного политического строя Нигерии на теократическое исламское государство по модели Ирана.

• В докладе Е.В. Харитоновой, к.психол.н., с.н.с. Института Африки РАН, «Постколониальный синдром» в зеркале событий в Нигере: два ракурса рассмотрения в системе понятий «центр» и «периферия» отмечается, что одни и те же события глазами представителей бывших и современных метрополий (к последней по определенным критериям могут быть отнесены США) и жителей бывших колоний могут иметь совершенно разную интерпретацию. Данный тезис автор подтверждает на примере реакций на события в Нигере.

Европейские страны призвали к «восстановлению конституционного строя» и «освобождению демократически избранного президента Мохамеда Базума» и назвали события антиконституционным и антидемократическим военным переворотом. Такая консолидированная реакция европейских стран свидетельствует о чрезвычайной заинтересованности Европы в восстановлении status-quo в Нигере, а также в сопряженных с Нигером африканских государствах, которые выступили единым фронтом – «за» новое правительство Нигера и его антизападную и антиколониальную политику, а также «против» Европы, которая, несмотря на формальную независимость африканских стран, продолжает проводить неоколониальную экономическую политику в Африке. Аналогичную позицию заняла часть подконтрольных Западу или активно сотрудничающих с ним стран и организаций африканского континента. Так, ЭКОВАС приостановил все коммерческие операции с Нигером, пригрозив заморозить активы военных, причастных к перевороту, и закрыв для них границы. Представители ряда стран ЭКОВАС заявили о готовности предоставить войска для проведения военной операции в Нигере. По сути, ЭКОВАС выступил опорой Европы, в первую очередь Франции как бывшей метрополии, энергетика которой зависит от поставок урана из Нигера.

Однако, это мнение отражает точку зрения не всех африканских стран. Мали, Буркина Фасо, Гвинея дали иную оценку событиям в Нигере, подчеркнув, что Африка освобождается от западного диктата и неоколониального ограбления континента бывшими метрополиями.

Н.А. Нефляшева, к.и.н., с.н.с. Института Африки РАН, выступила с докладом «Межцивилизационный диалог как реализация постколониальных идеалов: черкесы Израиля». Докладчик подчеркнула, что постколониальные исследования сосредоточились на проблемах кризиса самоидентичности, вызванного ситуацией «пограничья», обращения к своей националыюй культуре и ценностям, тяжелого психологического выбора человека между традициями своих предков и культурой принимающей страны. Амбивалентная и мультикультурная личность. способная существовать одновременно в нескольких мирах, разговаривать на нескольких языках, воспринимать разные ценности, также находится в рамках дискурса постколониальных исследований. В своем докладе Н.А. Нефляшева рассказала об истории формирования черкесской диаспоры в Израиле, ее основных этнокультурных особенностях и стратегиях сохранения этнической идентичности. Основная масса черкесов прибывает в Палестину во второй половине XIX в. из Южной Болгарии в 1878г. по требованию русских властей после поражения Турции в русско-турецкой войне Черкесы Израиля проживают сегодня в двух селах, Кфар-Кама и Рихания, их около 5 тыс. человек, являются мусульманами-суннитами.

Черкесы определяют себя как израильтяне, служат в ЦАХАЛ. Государство Израиль выделяет черкесов и друзов среди других мусульман страны и оказывает им покровительство и финансовую поддержку на уровне местных органов управления. Министры и члены Кнессета обязательно присутствуют на черкесских фестивалях. Черкесы сталкиваются с трудностями в поисках своего места на границе доминирующих (палестинской и еврейской) идентичностей в Израиле. Докладчик остановилась на дебатах вокруг выбора языка (черкесский, иврит, арабский) обучения в школах в двух селах, обратила внимание аудитории на актуализацию исламских практик в с. Кфар-Кама, а также на «отсылки к исторической родине», выражающиеся в организации частных музеев, проведении фестивалей черкесской культуры, актуализацию т.н. ностальгического туризма в Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.

• Доклад Н.А. Ворониной, к.и.н., н.с. Института Африки РАН, «Цивилизационные проекты в Замбии: замбийский гуманизм и Замбия как христианская нация» был посвящен сравнению двух цивилизационных проектов, рожденных и получивших развитие в замбийском обществе - проекту замбийского гуманизма и проекту христианской нации. Как считает докладчик, такая постановка вопроса позволяет выделить как общее этих проектов, так и различия между ними. С момента получения независимости в 1964 г., Замбия, как и другие африканские страны, искала свой дальнейший путь развития, что требовало самостоятельной разработки своих национальных проектов, а также претворения их в жизнь. В обоих случаях в проектах делался акцент на повышении уровня жизни населения. Вместе с тем, если первый, атеистический проект, быстро забылся населением, то идея христианской нации в ее широкой трактовке продолжает жить в умах и сердцах замбийцев даже после ухода с президентского поста автора этого проекта Чилумбы.

Нестерова Е.С., м.н.с. Института Африки РАН, выступила с докладом «Намибийско-германские отношения: долгий путь к прощению». Автор подчеркнула, что современные отношения Намибии и Германии во многом определяются наличием общего колониального прошлого. Докладчик рассказала о тотальном уничтожении народов Юго-Западной Африки (нынешней Намибии), гереро и нама (было уничтожено приблизительно 50% нама и около 83% гереро), и обратила внимание аудитории, что этот акт считается первым геноцидом XX века. Первым имперским комиссаром в Юго-Западной Африке был Генрих Геринг – отец одного из ближайших пособников А. Гитлера, Германа Геринга, – создателя первых нацистских концлагерей в 1933 г. Острая проблема признания геноцида гереро и нама традиционно была камнем преткновения между Намибией и Германией. Для партии правого толка «Альтернатива для Германии» («Alternative für Deutschland/ «AfD») признание Германией собственных колониальных преступлений означает составную часть культивируемого в немцах, по мнению членов партии, «культа вины» («Schuldkult»). «AfD» резко выступила против реституции, т.е. возвращения в Намибию награбленных ценностей. В мае 2021 г. Германия официально признала факт тотального уничтожения народов нама и гереро. В прессе об этой нелицеприятной странице истории Германии пишут, как о «забытом геноциде», т.к. в самой пострадавшей от варварства немецких колонистов стране среднестатистический намибиец знает о геноциде не так уж много. Президент Намибии Хаге Гейнгоб приветствовал извинения экс-министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, охарактеризовав это событие как шаг к реальной нормализации отношений. Германия предложила в течение 30 лет выделить на проекты развития Намибии €1,1 млрд, но юридически не признала эту сумму компенсацией Намибии. В намибийском обществе не все с энтузиазмом восприняли предложение Германии, посчитав его оскорбительным. Глубинных изменений во взаимоотношениях двух стран, несмотря на все декларативные заявления, так и не последовало.

• На конференции выступил И.В. Пономарев, к.и.н., с.н.с. Института Африки РАН, с докладом «Идеи Л.С. Сенгора о негро-африканской цивилизации: постколониальный дискурс или цивилизационный проект?». Докладчик отметил, что с начала XIX в. неоднократно выдвигались проекты всепланетной цивилизации. На заре независимости африканские мыслители опять обратились к этим идеям, однако в своеобразной форме. Ярким примером выступает Л.С. Сенгор (1906–2001). Основная его идея состоит в том, чтобы интегрировать научные достижения европейской цивилизации и интуитивное, религиозное видение мира негро-африканской. Этот синтез должен привести к созданию «Универсальной Цивилизации», в основу которой он предлагает положить западные ценности свободы, равенства и братства, рассматривая их как научно обоснованные и универсальные. Это возможно осуществить, по его мысли и в его терминах, только при условии создания «человека интегрированного», с «трансформированным менталитетом», для будущего «общества высших существ».

Идеи Л.С. Сенгора имеют несколько корней. Это, прежде всего, эволюционные и эгалитаристские воззрения на общество Маркса-Энгельса, которые он подвергает лишь частичной критике. Для обоснования своих мыслей он чаще ссылается на работы более поздних антропологов, философов и других ученых (в основном, франкоязычных), однако не восприняв их антиэволюционистского и/или структурно-функционального духа. Контент-анализ его работ показывает, что концепты «универсальная цивилизация» и «интегрированный человек» более тесным образом связаны с эволюционистскими антропологическими теориями XIX в. Апелляция к «научному» социальному инжинирингу является стержнем цивилизационного проекта Л.С. Сенгора: переосмысление роли сциентизма в управлении обществом в поздних его работах не означает отхода от него в целом.

С.Д. Васильев, независимый исследователь, выступил с сообщением «Постколониальный выбор Исламской Республики Иран: текущая перспектива». В сообщении процесс поэтапной деколонизации Ирана был рассмотрен в исторической ретроспективе. Закрепление за Ираном статуса полуколонии в результате англо-русского соперничества в Центральной Азии привело к подъему национально-освободительного движения в стране. Первые шаги по деколонизации были предприняты в 20-е годы ХХ в. Октябрьская революция 1917 г. покончила со старой колониальной политикой России в Иране и спровоцировала дальнейшее развитие национально-освободительного движения во всем мире, включая страны Востока. Постколониальный выбор Ирана определялся поиском альтернативной формы национального суверенитета. Подъем ислама с идеологической программой, альтернативной и западной, и советской моделям, ознаменовал завершение процесса деколонизации. Неудача «Белой революции» и процесс модернизации по европейскому образцу привели к Исламской революции 1979 г. и формированию исламской модели развития. События конца 1970-х гг. в Иране оказали влияние на регион и систему международных отношений, поскольку вопросы цивилизационной самоидентификации и роли традиционных духовных ценностей подверглись переосмыслению. Текущую перспективу постколониального выбора Исламской Республики Иран, по мнению докладчика, представляется целесообразным проследить на примерах социально-идеологических проектов, основанных на принципах исламского фундаментализма, ориентированных на внутриполитические изменения и трансформацию внешнеполитического курса. Исламский режим, несмотря на активное внешнее давление, демонстрирует готовность ответить на вызовы, угрожающие его развитию. Адаптация к потребностям внешней и внутренней политики при этом происходит с опорой на ценности Исламской революции, оказавшей влияние на радикализацию исламских движений и консолидацию вокруг идей антиимпериализма.

По окончании работы двух заседаний состоялась дискуссия.