33-я Конференция глав государств и правительств стран Африканского союза в фокусе урегулирования конфликтов
9–10 февраля с.г. в столице Эфиопии г. Аддис-Абеба состоялась 33-я Конференция глав государств и правительств Африканского союза (АС) – высшего органа организации.
Саммиты АС давно отрешились от торжественного формата, свойственного подобного рода событиям, и превратились в рабочий организм по определению, согласованию и имплементации принимаемых решений по наиболее значимым проблемам развития континента и его роли в международных делах. На этот раз тема саммита – «заставить замолчать оружие: создание благоприятных условий для развития» – отражала наиболее актуальные озабоченности и тревоги африканских стран и народов.
Задача прекращения вооруженных конфликтов к 2020 г. была поставлена семь лет назад и вошла в «Повестку 2063». Саммиту пришлось констатировать, что поставленная цель в назначенный срок не достигнута. Более того, масштабы террористических проявлений сохраняют тенденции к расширению. Особо угрожающий характер приобрела активность джихадистских сил и организованной преступности в сахаро-сахельской зоне, на Африканском Роге, в бассейне озера Чад. По данным ООН, в Буркина-Фасо с января по ноябрь 2019 г. было совершено 488 террористических актов (150 в 2018 г.), в Нигере – 118 (69 – в 2018 г.). В 2019 г. в Мали в результате терактов погибло более 1500 человек. Численность перемещенных лиц в регионе превышает 1 млн человек. Неудивительно, что в этих условиях председатель Комиссии АС М. Факи Махамат, выступая перед участниками саммита, вынужден был констатировать, что «гидра терроризма» вышла за рамки традиционных границ, «проникла в глубинные регионы континента (Мозамбик, Танзания) и представляет угрозу крушения ряда государств».
В африканских странах нарастают критические настроения по отношению к западным странам, патронирующим и финансирующим большинство миротворческих операций в Африке, в связи с их пассивностью и неэффективностью их антитеррористических стратегий. Появились требования о выводе иностранных контингентов, об обеспечении материально-технических нужд национальных армий по западным стандартам. Министр обороны Буркина-Фасо заявляет: «У меня возникает чувство, что французы неспособны разгромить террористические банды… Действительно ли они стремятся к этому или у них другая повестка дня?» Со своей стороны широко известный в Африке малийский музыкант Салиф Кейта вызвал взрыв негодования во Франции, заявив: «в Африке нет джихадистов, а есть наемники, оплачиваемые Францией…».
Однако на саммите эти мотивы не нашли отражения. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации был назван «обескураживающий дефицит солидарности» между самими африканцами. Все тот же М. Факи Махамат заявил на заседании саммита: «Ни одно из африканских государств, исключая страны-жертвы терроризма, обладающих значительным экономическим, финансовым, промышленным, логистическим и военным потенциалом, не предприняла ни одного акта солидарности со своими братьями, находящимися в опасности».
В фокусе повышенного внимания участников саммита была и проблема ливийского кризиса. Как известно, натовская операция по ликвидации режима М. Каддафи в 2011 г. была осуществлена вопреки позиции Африканского союза, представившего дорожную карту мирного урегулирования. В результате большое количество современного оружия и остатки ливийской армии оказались в соседних с Ливией сахаро-сахельских странах, а сама территория бывшей Джамахирии превратилась в обширное поле сражений между различными соперничающими группировками, получившими к тому же поддержку извне. Руководители этих сахаро-сахельских стран напрямую связывают драматические события в Ливии с уровнем активности джихадистов в этой зоне. И в этих условиях урегулирование ливийского кризиса становится «непременным условием достижения мира и стабильности в странах бассейна». Между тем, в течение ряда лет западные страны игнорировали инициативы африканцев по ливийским делам. Руководитель Комитета высокого уровня АС по Ливии, президент Республики Конго К.Д. Сассу-Нгессо лишь в январе 2020 г. был приглашен на Берлинскую международную конференцию по Ливии.
На самом саммите было заявлено о твердом намерении АС играть ключевую роль в процессе достижения мирного решения ливийского кризиса. Были подтверждены следующие принципиальные подходы к достижению этой цели:
-
- ведущая роль в преодолении кризиса возлагается на самих ливийцев;
- поиски мирного решения в Ливии должны проходить в рамках межафриканских структур;
- прекращение вмешательства неафриканских игроков, вывод всех иностранных военных формирований из Ливии;
- сохранение и расширение активного сотрудничества АС со всеми международными партнерами, в первую очередь, с ООН;
- всемерная поддержка миротворческих усилий Комитета высокого уровня АС по Ливии и достижение единого голоса Африки на международной арене.
Африканский союз намерен реализовать в течение текущего года предложение Комитета по Ливии о проведении межливийской конференции национального примирения с участием всех конфликтующих сторон, представителей племен, других традиционных семейно-клановых и конфессиональных структур.
Обсуждение на саммите вопросов социально-экономического развития континента подтверждает начавшийся несколько лет назад поворот АС к конкретному и действенному контролю процесса имплементации принимаемых решений. Так, саммит выразил удовлетворение ратификацией соглашения о создании континентальной зоны свободной торговли (КЗСТ), его юридическом вступлении в силу. Однако ратификация прилагаемых к нему имплементационных протоколов проходит с существенным запозданием. Так, первый протокол о свободе передвижения товаров подписан 33-мя странами, а ратифицирован только в четырех государствах.
Было констатировано также существенное отставание от графика, установленного «Повесткой 2063», процесса формирования панафриканских кредитно-финансовых институтов. Между тем, их формирование является необходимым условием полноформатного и эффективного функционирования КЗСТ.
Формирование этих институтов было предусмотрено Абуджийским договором о создании африканского экономического сообщества (подписан в 1991 г.) и подтверждено в Учредительном акте АС. 33-й саммит обратил особое внимание на надвигающиеся угрозы на этом направлении. Он поручил президенту Ганы Нана Акуфо-Адда придать новый импульс становлению Центрального африканского банка (ЦАБ) со штаб-квартирой в Нигерии, Африканского валютного фонда (Камерун) и Африканского инвестиционного банка (АИБ) со штаб-квартирой в Ливии.
Решения 33-го саммита в основном одобрительно восприняты в африканском общественном мнении. Проявляемый скепсис в отношении их должного исполнения связывается, в первую очередь, с сохранением масштабных коррупционных явлений в среде правящих элит.
На 33-м саммите президент Египта А. Ф. Ас-Сиси передал мандат Председателя Африканского союза президенту Южно-Африканской Республики Сирилу Рамафосе. Представитель ЮАР во второй раз становится председателем АС, первым был президент Табо Мбеки, ставший и первым в истории его председателем (июль 2002 – июль 2003 гг.).
С тех пор ситуация и в самой ЮАР, и на континенте существенно изменилась. Присутствие и влияние ЮАР в субсахарской Африке приняли широкие масштабы, что сопровождалось появлением новых озабоченностей у руководства ЮАР, в частности, в результате вовлеченности в этнические и конфессиональные конфликты. Именно эта тема станет, по-видимому, центральной в год председательствования ЮАР. На май с.г., в частности, С. Рамафоса намечает проведение внеочередного саммита по урегулированию конфликтов на континенте.
Корендясов Е.Н., к.э.н., вед.н.с.
Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки
Шарова А.Ю., к.э.н., с.н.с.
Центра глобальных и стратегических исследований