21 марта 2023 года Семинар «Цивилизационный транзит современного мира: концептуальные подходы»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Отделение глобальных проблем и международных отношений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ИНСТИТУТ АФРИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


30/1 ул. Спиридоновка, Москва, 123001
Тел. (495) 690-27-52
Факс: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru



30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001
Tel. (495) 690-27-52
Fax: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru/en

КОМИССИЯ ПО СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРОБЛЕМАМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО СОВЕТА «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ РАН

ЦЕНТР ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Cеминар 21 марта 2023 года (Москва)

«ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ СОВРЕМЕННОГО МИРА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ»


21 марта 2023 г. в Институте Африки РАН состоялся научно-исследовательский семинар «Постколониальный политический и цивилизационный транзит Африки». На семинаре были заслушаны и обсуждены 5 докладов.

Модератор семинара - к.и.н., с.н.с. ЦЦРИ Н. А. Нефляшева.

Зав. ЦЦРИ, д.и.н., в.н.с. И.В. Следзевский в докладе «Ветер перемен: аттракторы постколониального транзита Африки» уделил основное внимание синергийному характеру африканской постколониальной транзитивности – волнообразному выходу неустойчивых и разнообразных процессов противостояния Африки гегемонизму западноевропейских структур, институтов, ценностей и эталонов развития на сравнительно устойчивые, притягательные аттракторы (цели, образцы, проекты) подобного противостояния как собственные, альтернативные европоцентристской парадигме мировой истории структуры и ценности общественного развития. Синергетика африканской постколониальности представлена как сложный, противоречивый процесс переопределения политического и культурного наследия европейского колониализма, реорганизации доколониального и колониального прошлого в меру общезначимости аттракторов постколониальности, превращения их в историческую реальность. Сначала, с середины ХХ в. – аттрактор африканского национализма: волна утверждения на континенте и мирового признания наций-государств (в действительности создававшихся на базе стандартов авторитарной колониальной власти, в границах колоний и предшествовавших национальному объединению разнородных этнических конгломератов); последующая реализация в виде авторитарных однопартийных режимов, их стагнации и смены через военные перевороты; затем с конца ХХ в. – аттрактор демократизации африканских государств: отторжения однопартийной власти при сохранении на практике авторитарных и параллельных форм политической организации общества.

Особое внимание в докладе было обращено на то, что в условиях нарастающей конкуренции политических аттракторов постколониальности возрастает роль суператтракторов деколонизации – целей, идеалов, проектов широкого единства, свободы и независимости бывших африканских субалтернов. Сделан вывод о наличии и растущей конкуренции нескольких таких аттракторов: с начала ХХ в. - суператтрактор панафриканизма, сыгравшего важную роль в формировании африканской идентичности надэтнического, цивилизационного уровня, с середины ХХ в. - суператтрактор религиозного (христианского и исламского) возрождения, с конца ХХ в. - суператтрактор африканского глобализма (космополитизма) - возвышения «африканцев мира», не только представителей негроидной расы, но и людей других рас, исторически связанных с Африкой и обретших африканскую идентичность. По мнению докладчика, именно состязательность и одновременно диалог указанных суператтракторв будет определять в решающей степени устойчивость и перспективы постколониального цивилизационного транзита Африки.

С.н.с. ЦЦРИ, руководитель группы «Север-Юг» ЦЦРИ, председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН А.И. Неклесса в докладе «Бремя перемен: транзит мироустройства и постколониальность» представил ступенчатый путь глобальной организации человечества: эволюцию ее поколений от имперской колонизации планеты через политическую деколонизацию и всемирное объединение наций к некоему гипотетичному состоянию – обществу постколониальной номадичности с акцентом на персональный суверенитет. Были отмечены также особенности актуального, осложненного рекуррентностями цивилизационного транзита: от мироустройства Современности к планетарному ансамблю социальных и культурных взаимодействий, определяемому сегодня как Постсовременность.

Ойкумена – эволюционирующий организм, это сложная антропологическая система, в своем развитии переживающая ментальные, социокультурные и материальные транзиты. Ее изменчивый и комплексный атлас формируется в подвижной среде при синдиахронном взаимодействии элементов планетарного ансамбля: ценностей, культурных стилей, целеполагания многих стран, времен и сообществ. Три фазы глобализации Ойкумены – достижения ею той или иной формулы совокупной целостности, это путь от (1) мультиимперской организации мира (его подчинения, раздела, освоения) к становлению (2) системы независимых наций и (3) полифоничной вселенной на основе универсализации прав человека и обретения людьми персонального суверенитета.

Сам концепт глобальности, ее целостная формула и модель мира, рождаются в лоне сакральной географии, а затем под влиянием практики изменяются в процессе коррозии и переосмысления мифологических представлений о сбалансированной конструкции пространств человеческого бытия (ср. с «глобализацией-1» Эрика Фогелина и «сферами» Петера Слотердайка). Переход цивилизации к планетарной экспансии содержит две коннотации – колонизация и колониализм: хозяйственное обустройство и социокультурная культивация vs. экономическая эксплуатация и политическое господство. История нашего времени – переход от колониальности к деколонизации народов, национализации территорий, постколониальному становлению личности.

Директор Центра африканских исследований РУДН, д.и.н., профессор РУДН В.И. Белов в докладе «Россия и страны Африки на пути к новой системе международных отношений: проблема совмещения приоритетов» сфокусировал внимание на проблеме сопряжения четырех основных пространств развития (Север-Юг-Запад-Восток) при построении полицентричного мира. Отмечено, что в этом контексте перспективным становится формат глобального межрегионального стратегического партнерства, когда страны-лидеры Евразии (Индия, Китай и Россия), Африки (ЮАР) и Латинской Америки (Бразилия) решили выстроить интеграцию в рамках международного объединения БРИКС. Особое место в политике нацеленного на реализацию значимых инвестиционных проектов развития межрегионального партнерства БРИКС занимает Африка, где также, как и в Евразии, происходит форматирование «континентального рынка», в том числе посредством международного проекта «Один пояс и один путь» (2013 г.) как комплексной платформы обустройства Афро-Евразии, сопряженной с российским проектом «Большое евразийское партнерство» (2015 г.).

Изучение заявленных целей и практики внешнеполитической деятельности государств Афро-Евразии позволяет выделить следующие принципы международного сотрудничества, в том числе с участием России, как основополагающие начала афро-евразийской целостности. Первое: суверенитет, национальная безопасность, независимость, территориальная целостность. Эти же принципы закреплены в действующем международном праве, что демонстрирует идентичность афро-евразийских стран остальному миру. Второе: консенсус. Важно отметить, что, хотя это и не специфический евразийский принцип, но он хорошо применим именно в условиях полицивилизационности евразийского пространства. Третье: экономическая независимость. Неравномерность распределения ресурсов предполагает экономическое неравенство, провоцирует милитаризацию, что может быть преодолено в ходе справедливой афро-евразийской интеграции. Четвертое: новое качество жизни. Как представляется, в условиях формирования новой среды обитания человека - нанотехнологичной, с искусственным интеллектом, новыми сферами деятельности, иными продуктами питания, другой одеждой и медициной, резким сокращением традиционных видов труда – потребуется сформировать долговременную стратегию развития стран Афро-Евразии с учетом осмысления новых вызовов качеству жизни.

А.Н. Мосейко, к. филос. н., в.н.с. ЦЦРИ в докладе «Представления африканцев о значимых и необходимых ценностях будущего (по материалам выступлений африканских интеллектуалов на XII международной научной конференции РУДН и Института Африки РАН «Африка в контексте формирования новой системы международных отношений» 1-3 марта 2023 г.)» привлекла внимание к изменениям представлений африканских интеллектуалов о будущем в его нормативно-ценностном значении. Грандиозные трансформации миропорядка, происходящие в последние десятилетия, затрагивают все сферы материальной и духовной жизни различных обществ. Особенно «громко» эти трансформации затронули системы ценностей, всегда имеющие этический характер.

Неслучайно и линии конфронтаций затрагивают проблематику ценностей. Этот фактор остро проявился на XII международной научной конференции РУДН и Института Африки РАН «Африка в контексте формирования новой системы международных отношений» в выступлениях африканских участников, особенно в ходе работы круглого стола «Афроцентричность в международных отношениях: от теории к практике». Во всех выступлениях африканских ученых просматривалась негативная тенденция по отношению к западным ценностям и стандартам и попыткам их навязать африканцам. Много говорилось о собственно африканских ценностях в сферах экономики, политики, в отношении людей друг к другу и к природе. Подчеркивалось, что ценностью являются не меркантильные, а этические отношения. Следует отметить, что африканские ценности касаются их собственного места в мире, которое африканцы определяют, как «правосубъектность», собственный путь развития без вмешательства «новых колонизаторов».

Доклад к. психол. н., с.н.с. ЦЦРИ Е.В. Харитоновой «Подходы к оценке и анализу конкурентных преимуществ цивилизационного проекта: теория и практика» стал продолжением ее доклада «Уровни рассмотрения цивилизационных проектов» на предыдущем заседании семинара 21 февраля 2023 г. В представленном докладе автор остановился на вопросах конкуренции цивилизационных и политических проектов, а также на факторах конкурентоспособности цивилизационных проектов.

В бизнесе конкурентное преимущество понимается как категория, означающая наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих данный субъект от других аналогичных субъектов на рынке. Понятие «конкурентные преимущества» было впервые научно обосновано Майклом Портером на рубеже 1970-80-х годов. Конкурентные преимущества и конкурентные недостатки выявляются в процессе сопоставления элементов деятельности с элементами деятельности соперников. Принято обозначение конкурентных преимуществ как«конкурентной силы», а их отсутствия – как «конкурентной слабости».В докладе традиция рассмотрения конкурентных преимуществ, принятая в бизнес-процессах, дополнена рассмотрением политических и управленческих факторов конкуренции. Рассмотрены уровни гибридной войны в контексте конкуренции проектов, а также основные «мишени» воздействия в условиях острого конкурентного противостояния.

В выступлениях участников прений поднимался вопрос о степени привлекательности демократического аттрактора африканского постколониального транзита. А.А. Ткаченко, к.э.н., заведующий Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога ИАФР РАН, в своем выступлении обратил внимание на то, что выбор африканцев в пользу демократических преобразований подтверждают социологические опросы, проведенные в отдельных странах континента. Вместе с тем наблюдается негативное отношение в высказываниях представителей африканской диаспоры относительно демократического проекта европоцентричной направленности. Африка «ищет свой путь политического переустройства, а не привнесения демократии извне», откуда бы это не происходило — из Европы, из США. Право выбора модели политического устройства африканских государств принадлежит исключительно самим африканцам. Не подлежит сомнению, что решение данного вопроса может быть только африканским. Вместе с тем история последних десятилетий, по мнению А.А. Ткаченко, дает убедительные примеры того, что стабильно высокий процент участия электората в выборах разных уровней (более 60-70%) является убедительным примером того, каков выбор самих жителей отдельных стран Ближнего Востока и Африки. В то же время исторический опыт свидетельствует - в странах с относительно низким уровнем социально-экономического развития реализация отдельных демократических мер идет крайне трудно, а порой не идет вовсе или дает лишь такие результаты, которые никак нельзя назвать положительными. Это следует тщательно учитывать при продвижении демократических шагов и мер по формированию отдельных институтов и структур гражданского общества.

Акцентируя реально стоящую проблему идентичности африканцев, афроцентризма, следует помнить, подчеркнул А.В. Ткаченко, не только о глобализирующемся мире в Африке, но и о том, что Африка сама находится в этом мире. Т.е. мир имеет свои обязательства уважать, заботиться об Африке, но и Африка призвана уважать и заботиться о внешнем для нее мире. В заключении Ткаченко сказал, что успешная реализация проекта цивилизационного развития (например, достижение 17 стратегических целей «Африка-2063»), возможна только в стилистике позитивизма («заставить замолчать пушки», как пример), а не конфронтации, хаоса и конфликтов.