Президентские выборы 2018 г. на Мадагаскаре

Актуальный комментарий

Un agent électoral montre le bulletin de vote pour le 1er tour de l'élection présidentielle à Madagascar, le 7 novembre 2018.© REUTERS/Malin Palm

В декабре 2018 г. на Мадагаскаре прошли очередные президентские выборы. Согласно действующей Конституции Мадагаскара глава государства – Президент – является «гарантом» национальной независимости и территориальной целостности, он избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет и может переизбираться только один раз.

Президентские выборы на Мадагаскаре (если речь шла не о втором сроке, а о смене лидера) зачастую становились началом или концом кризисных ситуаций на острове. Они всегда имели большее значение, чем парламентские, поскольку исполнительная власть (за исключением периода президентства А. Зафи в 1993–1996 гг.) имела гораздо больше полномочий. К тому же, президентские выборы на Мадагаскаре проводятся, как правило, раньше парламентских.

В период независимого развития страна пережила несколько политических кризисов: в 1972, 1991, 1996, 2002, 2009 гг. Зачастую эти кризисы были спровоцированы несогласием проигравших кандидатов с результатами президентских выборов. Самые спорные выборы состоялись в 2001 г., когда М. Равалуманана вступил в борьбу с Д. Рациракой и победил. Постэлекторальный конфликт между ними быстро перерос в острый политический кризис и угрозу гражданской войны.

Политический кризис, начавшийся в декабре 2008 г. с закрытия принадлежавших мэру Антананариву А. Радзуэлине теле- и радиостанции, вылился в организованные А. Радзуэлиной протестные выступления, которые привели к столкновениям с полицией и гибели людей. В марте 2009 г. произошел государственный переворот, в результате которого М. Равалуманана был смещен со своего поста (при участии военной верхушки) и эмигрировал в ЮАР. А. Радзуэлина официально провозгласил себя главой Высокой переходной администрации Республики Мадагаскар (с функциями президента). Африканский Союз (АС), Сообщество развития Юга Африки (САДК) и основные партнеры Мадагаскара (страны ЕС и США) не признали новый режим конституционным. Это привело страну к пяти годам политической изоляции и экономических санкций – АС и САДК приостановили членство Мадагаскара, страны-партнеры перестали оказывать экономическую помощь.

Путем сложных и длительных переговоров, проводившихся под эгидой САДК, в 2011 г. была разработана и подписана «дорожная карта», в соответствии с которой в конце 2013 г. в стране состоялись неоднократно откладывавшиеся президентские выборы, в которых (по настоянию международной общественности) не участвовал ни А. Радзуэлина, ни М. Равалуманана.

На выборах 2013 г. победил Э. Радзаунаримампианина, в 2009–2013 гг. – министр финансов Мадагаскара в правительстве переходного периода при А. Радзуэлине. Международные наблюдатели признали выборы честными и справедливыми, АС и САДК восстановили членство Мадагаскара в этих организациях и сняли экономические санкции. США и страны ЕС возобновили экономическую помощь.

Выборы 2013 г. были главным шагом к выходу из кризиса, но не решили проблем, лежавших в основе причин, приведших к перевороту 2009 г. По мнению аналитиков Кризисной группы АС, политическая система Мадагаскара нуждается в фундаментальных реформах, а пока необходимо помочь президенту сбалансировать политические интересы и усилить ключевые демократические институты. Первый президентский срок Э. Радзаунаримампианины был достаточно сложным: политической стабильности новому президенту достичь не удалось – он едва избежал импичмента в 2015 г., второй импичмент угрожал ему весной 2018 г., три раза за четыре года в стране менялся премьер-министр. Вернуть Мадагаскар на путь экономического развития Э. Радзаунаримампианине также не удалось.

Выборам 2018 г. предшествовало обострение политической обстановки в середине апреля. Поводом для массовых выступлений оппозиции, требовавшей досрочной отставки главы государства, стало принятие закона, лишающего возможности ее лидеров (в первую очередь А. Радзуэлину и М. Равалуманану) выдвигать свои кандидатуры на предстоявших президентских выборах. Властям пришлось пойти на корректировку закона, и оба бывших президента смогли принять участие в выборах.

Мировое сообщество, учитывая сложный период восстановления страны после кризиса 2009–2013 гг., было озабочено тем, чтобы электоральный процесс 2018 г. прошел гладко и мирно. По приглашению властей Мадагаскара ЕС решил послать туда свою Наблюдательную миссию.
За проведение выборов на Мадагаскаре отвечает Национальная независимая избирательная комиссия, в компетенцию которой входит обеспечение точной и достоверной регистрации избирателей; пересмотр (в случае необходимости) законодательной базы выборов; информация о выборах; практическая поддержка электоральной логистики; техническая помощь.

Список кандидатов в президенты в 2018 г. состоял из 36 человек, что превысило рекорд (33 кандидата) выборов 2013 г. Нужно отметить, что наличие большого числа кандидатов является характерной чертой электоральной культуры Мадагаскара. Другой особенностью этих выборов было то, что в них участвовали все здравствующие ныне президенты Мадагаскара: действующий президент Э. Радзаунаримампианина (60 лет), занимал свой пост с 2013 г; Д. Рацирака (81 год), находился у власти в 1975–1993 и 1997–2002 гг.; M. Равалуманана (68 лет), занимал президентский пост с 2002 по 2009 гг.; А. Радзуэлина (44 года), возглавлял страну с 2009 по 2013 гг. Среди других кандидатов были политики, в том числе три бывших премьер-министра, а также военные, бизнесмены, поп-звезда Дама (Зафимахалео Расолофондрасоло), пять женщин.

Основная борьба, как и предсказывали многие аналитики, развернулась между А. Радзуэлиной и М. Равалумананой, единственными из кандидатов, которые смогли реализовать значительные финансовые и людские ресурсы. Первый тур выборов, прошедший 7 ноября, подтвердил это.

Из 10 млн избирателей на участки (24 852 по всей стране) пришли 54,29%. А. Радзуэлина набрал 39,19% (1 949 851) голосов, М. Равалуманана – 35,29%, или 1 755 855 голосов, а значительно отставший от них Э. Радзаунаримампианина – 8,84%. Его шансы перед выборами оценивались невысоко, учитывая масштабы коррупции в стране и скромные результаты едва начавшихся экономических реформ. За ходом голосования следили тысячи местных и международных наблюдателей, которые не зафиксировали серьезных нарушений.

19 декабря 2018 г. состоялся второй тур выборов, в котором участвовали 48,10% избирателей. Он принес победу Э. Радзуэлине (55,66%, или 2 387 135 голосов), чему во многом способствовали его популярность среди молодежи, владение искусством общения и, конечно, его огромное состояние. Что касается М. Равалумананы, получившего 44,34% (2 061 051) голосов, то он достаточно длительное время отсутствовал в стране и к тому же никогда не пользовался поддержкой в прибрежных районах.

Э. Радзуэлина (Andry Nirina Rajoelina) – малагасийский политик и бизнесмен, родился 30 мая 1974 г. в Анцирабе, в достаточно состоятельной семье. Его отец, полковник в отставке, участвовал в алжирской войне, сражаясь в рядах французской армии. Получив звание бакалавра, А. Радзуэлина начал карьеру частного предпринимателя как организатор праздников, затем занялся рекламным бизнесом. В 2007 г. A. Радзуэлина купил теле- и радиостанции Равенала, переименовав их в Viva TV и Viva FM. В том же году он создал и возглавил политическую ассоциацию Tanora Malagasy Vonona, TGV (Решительная молодежь Мадагаскара) и выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Антананариву, который он занимал с декабря 2007 до февраля 2009 гг. С 21 марта 2009 по 25 января 2014 гг. А. Радзуэлина возглавлял Высокую переходную администрацию Мадагаскара.

В августе 2018 г. A. Радзуэлина первым зарегистрировался как кандидат на пост президента. Перед этим он создал объединение Инициатива для возрождения Мадагаскара, которое определило программу предвыборной кампании. В программе содержались обещания обеспечить продовольственную самодостаточность страны, повысить уровень безопасности, сделать электричество более доступным для населения, а также некоторые эпатажные требования, например, ликвидировать Сенат, а на сэкономленные деньги построить университеты.

Церемония оглашения результатов выборов проходила в помещении Национальной избирательной комиссии в присутствии представителей дипломатического корпуса, наблюдательной миссии ЕС, наблюдательной миссии АС и др. По оценкам малагасийских и международных наблюдателей, голосование прошло в спокойной обстановке, серьезных нарушений не отмечено. 8 января результаты выборов были утверждены Высшим конституционным судом Мадагаскара.

Перед новым президентом стоит весьма нелегкая задача – вывести Мадагаскар из нищеты и покончить с коррупцией. Хроническая политическая нестабильность во многом объясняет нищету малагасийского населения и отставание в экономическом развитии. Согласно последним данным ВБ, Мадагаскар в настоящее время является одной из пяти беднейших стран мира с населением около 25 млн чел. и ВВП на душу населения 400 долл., что даже меньше, чем в 1960 г. Основная масса населения (более 80%) живет в сельской местности, вклад сельского хозяйства в ВВП составляет 26%. Промышленность развита слабо, ее вклад в ВВП – 16%, сфера услуг (58% ВВП) большей частью находится в неформальном секторе. Около 90% населения живет менее чем на два долл. в день, только 14% имеют доступ к электричеству, каждый второй ребенок в возрасте до пяти лет страдает от недоедания. Неудивительно, что Мадагаскар к 2015 г. не достиг ни одной из намеченных Целей развития тысячелетия (Millennium Development Goals). И, наконец, Мадагаскар очень зависит от иностранной помощи, особенно в сфере здравоохранения и образования. По некоторым данным, иностранная помощь достигает 70% бюджета.

Основная проблема экономики – создать рабочие места, особенно в промышленности и в сфере услуг, изыскивая при этом пути привлечения иностранного капитала, в частности, с помощью специальных экономических зон. Главная же цель – обеспечить политическую стабильность в стране, что позволило бы ей осуществлять экономические и другие реформы. И, хотя на Мадагаскаре действуют демократически избранные институты, слабое управление на всех уровнях остается серьезной проблемой и чревато возникновением нового политического кризиса.

В сентябре 2017 г. исполнилось 45 лет со дня установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Мадагаскар. Эти отношения всегда были традиционно дружественными и многоплановыми. Подходы обеих стран к задачам формирования более безопасной и справедливой системы международных отношений, укрепления центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах близки или совпадают. Москва и Антананариву успешно взаимодействуют в рамках ООН и других авторитетных международных форумов.

Между странами осуществляется активный обмен делегациями, развивается политический диалог, который никогда не прерывался. Так, вновь избранный президент Мадагаскара А. Радзуэлина в бытность свою руководителем Высокой переходной администрации принимал в августе 2012 г. в Антананариву специального представителя Президента Российской Федерации по сотрудничеству со странами Африки М.В. Маргелова.

Только в 2018 г. специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел России М.Л. Богданов дважды встречался с Президентом Республики Мадагаскар Э. Радзаунаримампианиной, в Москве и в Антананариву. В ходе этих и других встреч была отмечена активизация взаимодействия России и Мадагаскара, включая межпарламентские обмены, контакты представителей деловых кругов. Был подтвержден обоюдный настрой Москвы и Антананариву на дальнейшее продвижение плодотворного сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной областях с акцентом на продвижение перспективных проектов в сферах разведки и разработки месторождений минерального сырья, телекоммуникаций, сельского хозяйства, рыболовства, здравоохранения, туризма, высшего образования и подготовки кадров.

С.М. Шлёнская,
с.н.с. Центра изучения стран Тропической Африки
Института Африки РАН