Африканская континентальная зона свободной торговли: первый шаг к созданию Африканского экономического сообщества?

Актуальный комментарий

фото: news.cn

Экономическая интеграция является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. В Африке с начала 1960-х годов было организовано около двадцати региональных экономических группировок. Их целью провозглашалось создание регионального общего рынка, предусматривающего отмену таможенных пошлин, ограничений во взаимной торговле, барьеров для движения капитала.

Усиление интеграционных процессов в Африке нашло свое выражение в формировании политических и экономических организаций регионального и общеконтинентального уровня, прежде всего Организации африканского единства (с 1963 г. – Африканского союза, АС), с целью укрепления и координации межгосударственного сотрудничества в различных сферах деятельности: политической, социальной, культурной и экономической. Это подкреплялось принятым в 1991 г. договором о создании Африканского экономического сообщества (АЭС, вступил в силу в мае 1994 г.) на основе крупных региональных экономических сообществ (Regional Economic Communities, RECs): Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) и Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА). Предполагалось укрепить эти группировки и усилить координацию их деятельности для прохождения всех этапов межгосударственной экономической интеграции – зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и, наконец, экономического союза. Последний, особенно если он оформлен и как политический союз, АС рассматривает в качестве одного из базовых элементов будущего Африканского экономического сообщества.

В настоящее время в Африке действуют 14 региональных и субрегиональных интеграционных объединений, восемь из которых признаются Африканским союзом как успешно функционирующие – это, помимо ЭКОВАС и САДК, также Общий рынок Восточной и Южной Африки, Сообщество Сахельских и Сахарских государств, Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Межгосударственная администрация по развитию, Союз арабского Магриба.

Активное продвижение в них процессов экономической интеграции рассматривается как важнейшая опора при реализации целей принятой в мае 2013 г. всеми странами-членами АС «Повестки–2063» (A global strategy to optimize use of Africa’s resources for the benefits of all Africans), посвященной ускоренному развитию и технологическому прогрессу континента в условиях быстро меняющейся общемировой обстановки.

Знаковым событием в этом отношении стало подписание 21 марта 2018 г. (на чрезвычайном саммите глав правительств АС в Кигали, Руанда) Соглашения о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA). В случае успешной реализации этот проект приведет к появлению крупнейшей в мире по числу участников зоны свободной торговли с рынком, объединяющим население 55 стран-членов АС (свыше 1 млрд человек) и более 3,4 млрд долл. США их совокупного ВВП.

Решение об учреждении AfCFTA было одобрено первоначально в январе 2012 г. на 18-й очередной сессии Ассамблеи глав государств и правительств АС (Аддис-Абеба, Эфиопия). Основными целями новой общеафриканской структуры были объявлены следующие: во-первых, создание континентального рынка товаров и услуг со свободным передвижением предпринимателей и инвестиций как основы для формирования таможенного союза. Во-вторых, расширение внутриафриканской торговли за счет большей гармонизации торговой политики в рамках RECs и всего континента. В-третьих, повышение конкурентоспособности отдельных предприятий и промышленности в целом в результате использования возможностей масштаба производства, доступа к континентальному рынку и оптимизации распределения ресурсов. Наконец, в-четвертых, разрешение проблемы многократного и перекрывающегося членства многих африканских государств в нескольких RECs и упрощение процедур интеграционного сближения.

Важным условием успешности такого развития событий является реализация ряда промежуточных мер – таких, как План действий по форсированию межафриканской торговли (Action Plan for Boosting Intra-African Trade, BIAT), одобренный Ассамблеей глав государств и правительств АС в январе 2012 г. План включает семь приоритетных кластеров: торговая политика, облегчение условий торговли, производственные мощности, инфраструктура торговли, финансирование торговли, торговая информация, интеграция факторов рынка.

Очевидно, что АС решил сосредоточиться на торговой интеграции в масштабах континента. И причины этого – не только внутриафриканские. Уроки глобальных кризисов – продовольственного, топливного, финансового – высветили настоятельную необходимость создания африканскими государствами достаточно устойчивых и одновременно гибких экономик с опорой на внутренние источники роста. Кроме того, континент в значительной степени страдает от последствий изменения климата и деградации окружающей среды, сказывающихся на характере спроса и потребления быстро растущего населения.

В этих условиях создание AfCFTA и имплементация BIAT – проекта с конкретными целями удвоения за период 2012–2022 гг. объема внутриафриканской торговли – обеспечат, как ожидается, единый формат продвижения стратегии «регионализма, нацеленного на развитие» (developmental regionalism). С самого начала переговоров о создании AfCFTA (в июне 2015 г. в ЮАР на 25-м саммите глав государств и правительств-членов АС) стало очевидно, что для получения наибольших выгод от деятельности зоны свободной торговли (ЗСТ) и продвижения в Африке идеи «регионализма развития» требуется выработка ими общей позиции по вопросу о роли торговли в экономическом развитии. Очевидно, что расширение рынков для африканских товаров и услуг и свободное перемещение ресурсов могут, в конечном счете, способствовать диверсификации производства, структурной перестройке экономики, технологическому развитию и повышению качества человеческого капитала. Более конкретно это может способствовать снижению цен на товары африканского производства, повышению производительности и конкурентоспособности местных предприятий, прежде всего частного сектора. Сотрудничество бизнеса и власти создаст необходимые условия и упростит инвестирование в сопутствующие созданию ЗСТ проекты в сфере инфраструктуры, обеспечения торгового финансирования, торговой информации, логистических услуг.

Уже сейчас, несмотря на сохраняющийся низкий уровень межрегиональной торговли (в настоящее время лишь пять ведущих экономик – Кот-д’Ивуар, Нигерия, Гана, Кения и ЮАР – обеспечивают 75% внутриафриканского экспорта и основную часть товарооборота внутри своих региональных группировок), страны континента торгуют между собой продукцией с более высокой степенью переработки, чем с остальным миром. Так, в 2014 г. доля готовой продукции в экспорте составила в первом случае 41,9%, а во втором случае – 14,8%. Опираясь на это, некоторые эксперты предполагают, что AfCFTA, способствуя росту внутриконтинентальной торговли, может сыграть заметную роль в диверсификации африканских экономик – за счет перехода от торговли исключительно товарами с низкой добавленной стоимостью к внедрению региональных цепочек создания стоимости на базе современных технологий. Это, в свою очередь, может усилить позиции Африки на мировых рынках.

Лидеры государств-членов АС приняли также Рабочую программу по переходу и имплементации AfCFTA (Transition and Implementation Work Programme) в качестве ориентира для своей будущей работы по реализации подписанного соглашения. В июне 2017 г. его участники уже договорились о либерализации 90% тарифных линий. В настоящее время первоочередной проблемой является гармонизация торговых правил различных региональных экономических группировок. Прежде всего, это касается товарной спецификации, а именно: отдавать ли предпочтение продукции частного сектора либо товарам всех секторов, вне зависимости от производителя. По оценке экспертов ЭКА ООН, деятельность AfCFTA может обеспечить к 2022 г. рост внутриафриканской торговли, превышающий действующий прогноз на 52,3%.

Соглашение о запуске AfCFTA первоначально подписали 44 руководителя государств-членов АС (протокол о свободном перемещении граждан по территории ЗСТ – 30 лидеров). Еще пять государств, включая ЮАР, присоединились к ним 1 июля 2018 г. на 31-й очередной сессии Африканского союза в Мавритании, доведя общее число подписавших соглашение до 49-ти. На сегодняшний день шесть стран – Гана, Кения, Руанда, Нигер, Чад и Эсватини – сдали на хранение председателю Комиссии Африканского Союза свои ратификационные грамоты по AfCFTA.

Следует отметить, что объявленное в соглашении по AfCFTA активное продвижение процессов экономической интеграции отвечает наблюдающемуся в Африке, как и в мире в целом, расширению государственного регулирования экономики, в том числе во внешнеэкономической сфере. Это проявляется в активизации наднационального регулирования международной торговли, движения финансов и информационных потоков, миграции рабочей силы.

Вместе с тем, темпы преобразований в действующих в Африке региональных интеграционных объединениях в значительной степени зависят от особенностей социально-экономического развития входящих в них стран. Это характерно, прежде всего, для Субсахарской Африки, где преобладают наименее развитые страны со значительным влиянием традиционных институтов на процессы развития.

В целом, как отмечают эксперты Африканского центра торговой политики ЭКА ООН (African Trade Policy Centre) и Комиссии АС, AfCFTA создает для континента огромные возможности, которые необходимо использовать для достижения устойчивого роста и развития.

Е.В. Морозенская, к.э.н., вед.н.с.,
зав. Центром изучения проблем переходной экономики
Института Африки РАН