3 декабря 2014 года «Круглый стол» БРИКС и Африка: состояние и перспективы сотрудничества»

БРИКС и Африка: состояние и перспективы сотрудничества
«Круглый стол» в Институте Африки РАН 3 декабря 2014 г.

З декабря 2014 г. Центром исследования российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН был организован «круглый стол» на тему: «БРИКС и Африка»: состояние и перспективы сотрудничества». В заседании приняли участие научные сотрудники Института Африки РАН, Института Востоковедения РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Российского Университета дружбы народов, Университета МГИМО, Высшей школы экономики, Университета им. Гопкинса (США), Университета Мак Гилла (Канада), Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, других отечественных и зарубежных научных центров. Было заслушано 25 докладов и сообщений. 10 человек выступили в дискуссии.
1. Во вступительном слове заместителя директора Института Африки, д.и.н., проф. Д.М.Бондаренко говорилось о необходимости взвешенного подхода к оценкам БРИКС, предполагающим анализ, как плюсов, так и минусов в его деятельности. Вместе с тем, в выступлении содержался призыв видеть разницу между политикой БРИКС в целом и политикой отдельных стран-членов, в частности, на Африканском континенте.
Участники заседания уделили внимание итогам и перспективам развития нового международного объединения БРИКС. Выступавшие отмечали важные успехи, достигнутые новым форумом за первый пятилетний цикл его деятельности. Говорилось о том, что эти успехи были достигнуты в условиях высоких темпов экономического роста стран БРИКС, их энергичных усилий, направленных на реформирование устаревшей мировой валютно-финансовой и экономической систем. (к.э.н.Е.Н.Корендясов, ИАфр. РАН). В аналитических прогнозах Банка Голдман Сакс предполагалось, что к 2039 году страны БРИКС смогут обойти 6 ведущих промышленных держав, если они будут развиваться такими же темпами, как в 2000-е гг. Однако в новом 10-летии все страны БРИКС, за исключением ЮАР, замедлили рост, более, чем на 2%, каждая. Больше всех замедлились Бразилия и Россия. Негативным фактором стали в 2014 г. геополитические риски. (д.и.н. Т.Л.Дейч, ИАафрРАН ). Замедление темпов прироста ВВП стран БРИКС связывалось выступавшими и с изменениями в промышленной и денежной политике развитых государств, сопровождающимися возвратом капиталов с развивающихся рынков. Наряду с этим отмечалось и замедление темпов роста субсахарских экономик (к.э.н.Е.В.Морозенская, ИАфр РАН).
Отмечалось, что в предстоящие десятилетия БРИКС придется решать более трудные задачи и в более сложных условиях. Необходимо будет добиваться устойчивости темпов развития, осуществлять назревшую реструктуризацию экономик, преодолевать упорную неуступчивость развитых экономик в вопросах создания новой архитектуры международной финансовой системы, глобального управления на базе должного учета возросшего веса и влияния восходящих экономик (к.э.н.Е.Н.Корендясов, ИАфр. РАН).
В сообщениях участников были всесторонне проанализированы проблемы, связанные с наращиванием торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах между государствами, объединившимися в рамках БРИКС. Отмечалось, в частности, что одним из новых приоритетов БРИКС с 2013 г. стало образование, что закономерно отразило глубокие гуманитарные изменения, происходящие в мировой цивилизации (проф. В.Ю.Юртаев, РУДН).
Мобилизации ресурсов стран–членов на проекты устойчивого развития призван способствовать Новый банк развития (НБР) БРИКС (д.э.н. Павлов В.В., ИАфр РАН, Клишин В.В., Банк Сосьете Женераль Групп). Говорилось о том, что настойчивые требования реформы МВФ приведут к усилению Китая, который займёт третье место по величине своей квоты в Фонде. Образование Банка и Валютного пула, которые формируются в БРИКС, видимо, усилят эти различия (проф. Е.А.Брагина,ИМЭМО РАН). Вместе с тем, ряд выступавших (проф. И.Натуффе, Ун-т Мак Гилла, Канада) высказали опасения относительно будущего БРИКС в качестве сплоченного и достаточно действенного объединения.
2. При рассмотрении отношений БРИКС с Африкой отмечались, прежде всего, достаточно быстрые темпы развития двустороннего сотрудничества. Государства БРИКС стали энергично добиваться выгодных условий доступа к природным ресурсам, инвестиционным и товарным рынкам континента (к.э.н. З.С.Новикова). Итогом стало, в частности, растущее присутствие на африканских рынках компаний стран БРИКС, в первую очередь, Китая и Индии. Внимание БРИКС к странам континента было воспринято Африкой как этапный момент в диверсификации источников финансирования развития и действенный фактор снижения зависимости от традиционных партнеров, расширения возможности маневрирования на международной арене. Ссылаясь на опыт Европейского Союза, африканские лидеры добиваются создания с помощью БРИКС собственных финансово-кредитных структур содействия развитию и льготных условий обмена товарами, услугами, технологиями. (к.э.н. Н.Н.Цветкова, ИВРАН).
В выступлениях отмечалась важная роль стран БРИКС в решении таких проблем Африки, как устойчивое развитие, создание инфраструктуры и др. Говорилось о помощи БРИКС в решении проблем продовольственной безопасности стран континента (к.э.н. Смирнова Г.И.), в создании в Африке инновационных технологий, чему призвано, в частности, способствовать принятое на 6-м саммите многостороннее соглашение о сотрудничестве в области инноваций, предполагающее софинансирование проектов в сфере «зеленой» энергетики (Л.Н.Калиниченко, ИАфр РАН). В числе сфер активизировавшегося сотрудничества БРИКС с Африкой рассматривалась военно-техническая (к.э.н. Корендясов Е.Н., ИАфр РАН); анализировалось также участие БРИКС в урегулировании конфликтных и кризисных ситуаций на континенте на примере конфликта в Демократической Республике Конго (к.и.н. Сидорова Г.М., ИАфр РАН).
3. Выступавшие уделили большое внимание оценкам мотивов и степени
заинтересованности в развитии БРИКС каждой из стран-членов.
Бразилия позиционирует себя как мост между БРИКС и странами Латинской Америки. Ее привлекает и возможность проникновения на азиатские рынки товаров, услуг и инвестиций, конвертации растущей торгово-экономической мощи в фактор повышения своего международного влияния. Вместе с тем, отмечается определенная осторожность бразильской дипломатии на бриксовском направлении. Причина – демонстрируемые оппозицией нынешнему режиму опасения, что уклон в сторону сотрудничества в рамках БРИКС может нанести ущерб стратегически более важным отношениям с «главными партнерами»: США и ЕС (к.и.н.Борзова А.Ю., РУДН).
Россия позиционирует себя в качестве последовательного сторонника консолидации БРИКС, превращения его в полноформатный механизм согласования и координации позиций по текущим и стратегическим проблемам мировой политики, институционализации БРИКС. В этих целях российская сторона предлагает принять стратегию развития БРИКС, совместную дорожную карту инвестиционного сотрудничества. Считается, что до сих пор БРИКС оправдывала стратегические надежды России (к.э.н. Е.Н.Корендясов, ИАфр РАН).
Индия Индийские политики и эксперты не подвергают сомнению важность участия Индии в таком международном объединении, как БРИКС, ценность которого, с индийской точки зрения, сильно выросла после присоединения к нему Южной Африки. Основными преимуществами Индии в Африке по сравнению с другими странами БРИКС являются развитые информационные технологии и сектор услуг. Несмотря на перенос саммита «Индия-Африка» с 2014 на 2015 год, специалисты полагают, что с приходом к власти правительства Н.Моди индийско-африканское сотрудничество получило хороший импульс для дальнейшего развития (к.и.н. Усов В.А., ИАфр РАН).
Китай рассматривает БРИКС как инструмент повышения стабильности на международной арене и усиления возможностей развивающихся стран, а также как новый, альтернативный источник для вложения своих валютных резервов. Будущее БРИКС во многом определяется возможностями Китая. В экономическом плане Китай занимает лидирующее место в группе: у него самый высокий кредитный рейтинг и самая большая доля в совокупном ВВП. Экономическое преобладание КНР в группе отражается в объеме взносов в Пул валютных резервов: вложения Китая - 41 млрд долл., Бразилии, России и Индии — по 18 млрд, ЮАР — 5 млрд. Ведущую роль Китай играет и в создании НБР, которое, возможно, будет способствовать ускорению реформирования его финансовой системы, поскольку позволит коммерческим банкам КНР расширять деятельность за рубежом. Китай стал главным партнером для стран БРИКС, заменив в этом качестве США. В течение 3-х десятилетий Китай демонстрировал высокие темпы роста, но сегодня его экономика переживает спад, что, может иметь негативные последствия для БРИКС, а также для Африки, учитывая роль Пекина на континенте. (д.и.н.Дейч Т.Л., ИАфр РАН).
Южно-Африканская Республика позиционирует себя в качестве «моста» в Африку для других стран-членов БРИКС, рассчитывая использовать свое участие в группе для утверждения себя в качестве региональной и континентальной державы, а также для расширения позиций южно-африканских компаний, как на континенте, так и в других странах БРИКС. Как отмечалось, результаты председательства ЮАР в БРИКС (март 2013-июль 2014) показали ее стремление использовать БРИКС для реализации задач развития Африки и своего лидерского потенциала на континенте (Шелепов А.В., ВШЭ),
4. БРИКС вызывает неоднозначную реакцию на международной арене. Образование БРИК с самого начала не вписывалось в американскую концепцию однополярного мира. Существование этого объединения препятствует реализации глобальных гегемонистских планов Вашингтона. Однако в официальных документах и высказываниях американцы тему БРИКС старательно обходят. Нет сомнения, вместе с тем, что США сделают все, что смогут, для подрыва БРИКС, разжигания противоречий между его участниками, создания трудностей для реализации планов БРИКС, в том числе, в вопросе деятельности НБР. По большинству оценок, из пяти членов БРИКС наиболее спокойные отношения у США с ЮАР. В то же время МВФ приветствовал решение о создании Банка БРИКС и выразил готовность сотрудничать с его структурами (д.и.н. А.Ю.Урнов, ИАфр РАН). С критическими отзывами по поводу БРИКС выступает и Европейский Союз. Политические и экспертные дискуссии в ЕС о роли БРИКС в Африке и перспективах взаимодействия с группой ведутся в рамках трех основных парадигм: сдерживания, соперничества и сотрудничества. При этом, если раньше со стороны ЕС было больше скепсиса и критицизма в отношении деятельности БРИКС в международных отношениях в целом и в Африке в частности, то теперь, несмотря на сохраняющуюся осторожность в оценках, руководство и экспертное сообщество стран ЕС, похоже, приходит к пониманию того, что со странами БРИКС необходимо считаться, а также искать пути взаимодействия в Африке. (к.и.н. Кулькова О.С., ИАфр РАН).
Участники заседания высказали мнение, что с учетом повышения роли Африки в мировой экономике и политике уже в среднесрочной перспективе страны БРИКС будут сохранять в центре своего внимания вопросы развития сотрудничества со странами континента на базе взаимной заинтересованности.

Зав.Центром российско-африканских
отношений и внешней политики стран
Африки, к.э.н. Е.Н.Корендясов,
вед.н.с. Центра, д.и.н. Т.Л.Дейч

Программа