Участие сотрудников Института в международной конференции молодых учёных «Антропология города»

4 – 6 декабря 2013 года в Институте этнологии и антропологи РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая состоялась Конференция молодых ученых «Антропология города». В рамках конференции было организована работа девяти тематических секций, а также был проведен ряд специальных лекций российских антропологов, в том числе академика В. А. Тишкова.
На секциях обсуждались такие блоки научных проблем, как традиционная культура, ее элементы и репрезентации в условиях современного города, культура и субкультура городских сообществ, различные аспекты урбанизации и развития городов в исторической перспективе, образы города и городской жизни, повседневные культурные практики горожан, было уделено внимание процессам миграции, ксенофобии и конфликтов в городской среде.
Помимо, сотрудников Института этнологии и антропологии РАН в конференции прняли участие молодые ученые из МГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербурга (СПБГУ, МАЭ РАН «Кунсткамера», РЭМ, Европейский Университет), Нижнего Новогорода, Ростова-на-Дону, Новосибрска, Перми, Челябинска, Элисты, Вологды, Архангельска, Якутска и ряда других городов и научно-исследовательских центров. Особо стоит отметить участие в конференции наших зарубежных коллег из Казахстана и Украины, а также молодых российских ученых, обучающихся в Тартусском университете (Эстония).

Участвовали в работе конференции и молодые ученые Института Африки РАН. Так, в рамках секции «Образ города» с докладом «“Усуахилини” Дар-эс-Салама в контексте трансформаций африканского мегаполиса» высутпили к.п.н., м.н.с. Центра исследований Юга Африки Д. А. Зеленова и аспиранты Центра истории и культурной антропологии О. В. Иванченко и П. А. Попов. В основу доклада были положены материалы недавней полевой работы О. В. Иванченко и П. А. Попова в Дар-эс-Саламе, где они изучали методы взаимпомощи среди жителей беднейших кварталов города. Феномен «усуахилини», рассматриваемый авторами доклада, возникший в Танзании еще в колониальные времена как официальное наименование городского района проживания кореных танзанийцев, в постколониальные времена приобрел новое значение и в настоящее время существует в качестве обобщенного обозначения неблагополучных кварталов, заселенных преимущественно недавними мигрантами из сельских районов страны и другими категориями населения причисляемого к бедным и беднейшим слоям. В то же время, образ «усуахилини», сформировавшийся в сознании танзанийцев и даже некоторых западных ученых, оказывается слишком стереотипизированным и в реальности преувеличивает степень криминализованности и маргинальности его обитателей. В докладе были представлены наблюдения авторов за повседневной жизнью жителей двух кварталов Дар-эс-Салама, причисляемых его жителями к категории «усуахилини», а также сделана попытка отойти от шаблонных подходов к изучению жизни в неблагополучных районах и неформальных поселений африканских мегаполисов.
Докладом «Маргианльные африканские мигранты в Москве: модели поведения и стратегии выживания» м.н.с. и аспиранта Центра истории и культурной антропологии А. А. Панова, сделанного в рамках секции «Новые горожане и миграции» была продолжена давняя и многосторонняя работа отечественных африканистов на ниве изучения жизни африканских мигрантов в России. А. Панов сделал акцент на жизни маргинальных африканских мигрантов (беженцев, трудовых и транзитных, в т.ч. и нелегальных мигрантов), их мотивациям при переезде, социальному портрету, бытовым условиям проживания в Москве, отношениям с местным населением и другими категориями мигрантов, озвучен план дальнейшей работы в этом направлении, представлены наиболее интересные для исследователя феномены жизни данной группы выходцев из Африки. По мнению А. Панова, изучение культуры бедных и неблагополучных африканских мигрантов в Москве, как и вот многих других мегаполисах, очень важно, так как именно они формируют основной поток стихийной миграции из стран Африки южнее Сахары и, так же как и в случае с миграцией в Россию из других регионов, недостаточный интерес, невнимание к данному процессу и отсутствие четких представлений о его социальной природе, может послужить источником серьезных социальных проблем в будущем.
В рамках конференции в кинотеатре «Звезда» для ее участников также был организован просмотр фильма «Дилемма Дуки», снятого в Эфиопии режиссером и антропологом Джейн Лидалл. Фильм, снятый в жанре визуальной антропологии, по праву считается одним из наиболее удачных примеров представления сохранившейся традиционной культуры в современной Африке последнего времени, как с технической, так и с концептуальной точки зрения. В центре сюжета лежит повествование о жизни полигамной семьи народа хамер, проживащего в южных районах Эфиопии, зафиксирован период вынашивания ребенка и родов в контексте внутрисемейных отношений, показан конфликт главы семьи и его жен с матерью, демонстрирующей асоциальное поведение, процесс его коллективного разрешения. На показе фильма в качестве эксперта пристуствовала д.и.н. профессор М. Л. Бутовская, занимающаяся изучением культуры народов Восточной Африки, продолжающих сохранять традиционный способ хозяйственной деятельности и орагнизации общественной жизни.