"Китайские компании на африканских сырьевых рынках" Т.Л.Дейч

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Новая роль России в освоении минерально-сырьевых ресурсов Африки», проект №09-02-00135 а/Р К.и.н. Т.Л.Дейч КИТАЙСКИЕ КОМПАНИИ НА АФРИКАНСКИХ СЫРЬЕВЫХ РЫНКАХ ХХI век явился свидетелем резкой активизации деятельности китайских компаний в странах Африки. По данным Импортно-экспортного банка Китая (Eximbank), на 2007 год в африканскую экономику инвестировали более 800 китайских компаний (в том числе, 100 государственных), действующих в 49 странах Африки. В настоящее время число китайских компаний в странах континента приблизилось к 1000. С 28 африканскими странами подписаны соглашения о взаимной защите капиталовложений, с 8 странами - об отмене двойного налогообложения. Руководство страны сумело приспособить свою внешнюю политику и внутреннюю стратегию к потребностям растущей экономики, побудив государственные компании установить контакты со странами- производителями нефти, газа, алюминия, меди и других природных ресурсов. Китай инвестирует, прежде всего, в сырьевые отрасли. Потребности китайской экономики в энергоресурсах, в первую очередь, в нефти резко выросли за последние годы и продолжают расти, что, в свою очередь, определяет растущий интерес китайских инвесторов к сфере добычи и переработки этого вида сырья. Африка имеет 9,5% мировых разведанных запасов нефти, которая доступна и легко транспортируется морским путем. Согласно ВP Statistical Review of World Energy, ее страны производят 12% мировой нефти (10,3 млн баррелей в день); из них на долю Нигерии приходятся 18% - 2,4 млн. б/д. В африканской нефти заинтересованы многие государства: в первую очередь, США, Великобритания и другие страны Запада. США получают из Африки 22% нефти, 15% получают европейские страны. Большую часть нефти поставляет в Европу Северная Африка, но 4% европейского импорта дают совместно Нигерия и Ангола. ЕС решил обеспечить финансовую поддержку строительству транссахарского газопровода, чтобы обеспечить поставки газа непосредственно в Европу. Кроме США и Европы в стремлении получить нефть соперничают Япония, Южная Корея, Китай, Индия, Бразилия, Турция и ряд других стран. Так, Индия – вторая после Китая быстрорастущая экономика мира - в 2005 г. предложила двусторонние кредитные линии в сумме 1 млрд долл. богатым нефтью африканским странам на энергетические проекты, железные дороги и нефтеочистительные заводы в обмен на права на эксплуатацию нефтяных резервов. Даже Тайланд стремится инвестировать в африканский энергетический сектор: консорциум тайских компаний вложил 2 млрд долл в строительство нефтеперерабатывающего завода, и в его планах – импорт из Нигерии сжиженного газа . Расширяет свои африканские энергетические проекты и Россия. В частности, интерес к нигерийским нефтяным резервам проявляет Газпром. В последнее десятилетие главным «игроком» на африканских сырьевых рынках становится Китай, чей бурный экономический рост, породивший колоссальную потребность в углеводородах, побудил его вступить в ожесточенную конкуренцию с США, странами ЕС и новыми «возникающими» державами за африканские ресурсы. Объем импорта Китаем нефти возрос с 1990 г. до 2005 г. в 40 раз . Если в 2008 г. он импортировал 3,6 млн баррелей в день (далее – б/д) , то в 2020 г., как предполагают, будет импортировать 7-8 млн, а в 2030 г. – 11 млн б/д (по другим прогнозам – 13 млн б.д.) . Если США получают из Африки 22% своего нефтяного импорта, то Китай – 28 %. Вместе с тем, на долю Китая приходятся 9% африканского экспорта нефти, тогда как на долю США – около 32%. Однако Китай наращивает свой нефтяной импорт более быстрыми темпами, чем США . Как отмечалось в докладе Всемирного Банка (ВБ), опубликованном в июле 2008 г., в следующие 5-10 лет на долю Китая будут приходиться до 40% импортируемых из Африки нефти и газа . По словам замминистра коммерции КНР Чэнь Цзяня, за семь месяцев 2009 г. Китай импортировал из африканских стран 30,5 млн т. нефти, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2008 г. Рост потребления нефти в Китае стал, как пишет РБК-Дейли, причиной «нового витка экспансии Китая на международные энергетические рынки» . Главными нефтяными компаниями Китая владеет государство, еще в 1998 г. поставившее их деятельность под контроль Государственной Энергетической Администрации. Зарубежная деятельность нефтяных компаний поощряется и поддерживается с помощью широкого набора инструментов. Займы и кредитные линии, помощь развитию и другие инициативы, поставки оружия и дипломатическая поддержка - орудия, помогающие Китаю снискать расположение правительств нефтепроизводящих стран и получить привилегированный доступ к нефтяным источникам. С 1992 г. по 2009 г. китайские нефтяные компании инвестировали в свое развитие 44,4 млрд долл. При этом только с декабря 2009 г. они вложили не менее 13 млрд долл. в зарубежные активы . В нефтедобывающих странах Африки стремительно укрепляют позиции крупнейшие китайские нефтяные гиганты: Чайна Петролеум энд Кемикал Корпорейшн (Sinopec), Чайна Нейшнл Петролеум Корпорейшн (CNPC), Чайна Нейшнл Оффшор Ойл Корпорейшн (CNOOC). В целях обеспечения страны углеводородным топливом китайские нефтяные компании проводят активную инвестиционную политику в Африке. По некоторым данным, инвестиции Китая в развитие добычи нефти и газа в Африке достигли к концу 2006 г. 4 млрд.долл. В числе лидеров на африканском нефтяном фронте - компания Синопек, одна из крупнейших китайских нефтяных корпораций с производительностью 2,4 млн. баррелей в день. На долю этой компании приходятся 23% производства нефти в Китае. 11% производства газа и 54% их переработки. Компания входит в десятку ведущих азиатских фирм и активно действует за рубежом. В 2003 г. она переместилась с 7-го на 5-е место в мире, увеличив объем продаж на 27,9% по сравнению с 2002 г. .А в 2005 г. добыча нефти этой корпорацией, согласно статистической сводке компании, составила 278, 82 млн.баррелей, добыча природного газа -221,92 млрд.куб.футов. Компания активно устанавливает связи с ведущими нефтяными компаниями других стран. Так, в феврале 2007 г.она подписала соглашение с Эксон Мобайл (Exon Mobile) и Сауди Араско (Saudi Aramco) о создании в порту Цюаньчжоу, в юго-восточной провинции Фуцзянь нефтеперерабатывающего и нефтехимического совместного предприятия. Стоимость проекта- 486,46 млн. долл. В Африке Синопек подписала контракты на освоение нефтяного месторождения в пустыне Сахара в Алжире (525 млн. долл.), на добычу нефти в Кот д’Ивуар, где она приобрела 27% акций нефтяного блока. . Итогом визита китайского лидера Ху Цзиньтао в Габон в 2004 г. стал контракт между французско-габонской компанией Тотал Габон (Total Gabon) и китайской Юнипек (Unipec) -часть компании Синопек на добычу, очистку и экспорт в КНР габонских нефтепродуктов. Комментируя подписание соглашения с Габоном, представитель компании Синопек заявил, что объем продаж будет значителен . А в апреле 2006 г. было подписано предварительное соглашение с Либерией, в соответствии с которым компания будет заниматься добычей нефти и газа в стране. Активно осваивает нефтяные рынки Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация – China National Petroleum Corporation (CNPC).На долю этой компании приходились в начале нового тысячелетия 66% производства Китаем нефти и газа и 42% их переработки. В первом квартале 2007 г. добыча нефти и газа компанией составила 227 млн. баррелей в нефтегазовом эквиваленте, что на 3,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.Объем переработанной нефти составил за тот же период 202 млн. баррелей (прирост 2,6%) . CNPC – самый крупный инвестор в суданскую нефтяную промышленность. В 2003 г. СNРС приобрела ряд алжирских нефтеперерабатывающих заводов за 350 млн. долл. и подписала с Алжиром соглашение, дающее ей право на эксплуатацию двух нефтяных блоков. А во время визита в Нигерию в апреле 2006 г. президента КНР Ху Цзиньтао компания получила право на 4 лицензии на добычу нефти в обмен на инвестиции в сумме 4 млрд. долл. в инфраструктуру, лекарства от малярии и медицинскую помощь. Соглашение предусматривало также покупку Китаем контрольного пакета акций нефтеперерабатывающего завода в Кадуне. производительностью 110 тыс. баррелей в день, а также намерение строить железную дорогу и электростанции. . Самым амбициозным игроком на китайском нефтяном рынке называют Китайскую Национальную Оффшорную Нефтяную Корпорацию (China National Offshore Oil Corporation -СNOOC).Компания была создана в 1982 г. в целях эксплуатации в сотрудничестве с зарубежными компаниями китайских и зарубежных нефтяных ресурсов. Компания отнеслась к своему «заморскому» мандату крайне серьезно. «Мы будем использовать все возможности»,- заявил Янг Хуа, ее финансовый директор. С мая 2004 г. компания совершила три крупные покупки, получив доступ к нефти и газу в водах Австралии и Индонезии и в песках Канады. Эти сделки позволили увеличить доходы компании на 30% в 2004 г. до 6,7 млрд. долл., а ее чистая прибыль выросла на 40% достигнув 1,95 млрд. долл. В 2005 г. наступательная тактика компании продолжилась. Помимо канадских и австралийских фирм объектом ее стала американская компания «Юнокал», с которой велись переговоры о приобретении этой 9-й по размерам нефтяной компании за 18,5 млрд. долл. Однако выступления некоторых членов Конгресса США, заявивших, что эта сделка угрожает интересам энергетической безопасности страны, вынудили Китай уступить в конкурентной борьбе другой американской корпорации «Шеврон» . CNOOC выступает и в роли крупнейшего китайского игрока на рынке газа. В августе 2010 г. «Чайна Дейли» писала, что по темпам роста производства компания опережает другие китайские компании: к 2015 г. он может составить 19% в год, что, безусловно впечатляет .В последние годы СNOOC все более активно расширяет круг партнеров в Африке. Так, в марте 2010 г. обсуждался вопрос о сотрудничестве компании с угандийской компанией Fullow Oil Plc в освоении трех нефтяных блоков в Уганде . В последние годы Китай активно пытается закрепиться в нефтяной сфере Нигерии, которая долгое время входила исключительно в сферу деятельности крупнейших западных компаний «Эксон-Мобайл», «Шелл» и «Шеврон». В 2005 г. «Петрочайна» («PetroChina») и нигерийская «Найджириен Нейшнл Петролеум Корпорейшн» («Nigerian National Petroleum Corporation») заключили контракт на 800 млн. долл., обеспечивающий поставки Китаю 30.000 баррелей нефти в день. В 2006 г. «Чайна Нейшнл Петролеум Корпорейшн» (CNPC) также получила 4 лицензии на добычу нефти в Нигерии. «Чайна Нейшнл Оффшор Ойл Корпорейшн» (CNOOC), действующая уже в 11 странах Африки, приобрела за 2,27 млрд долл. у нигерийской «Саут Атлантик Петролеум» («South Atlantic Petroleum») 45% акций оффшорного нефтяного месторождения «Акпо» рядом с дельтой Нигера, способного давать 175.000 б/д. . Китайский Экспортно- Импортный Банк (Exim-Bank) выдал Нигерии кредит на 1,6 млрд долл. на освоение совместно с китайскими партнерами новых нефтяных месторождений. В 2008 г. «Чайна Петролеум энд Кемикал Корпорейшн» – «Синопек» («Sinopec») совместно с канадской компанией объявили о намерении инвестировать 73,8 млн долл. в разведку на нефть в совместной зоне эксплуатации Нигерии (60% акций) и Сан-Томе и Принсипи (40%). Кризис не помешал Китаю реализовать этот проект. В августе 2009 г. Пекин одобрил покупку компанией «Синопек» месторождения «Аддакс» за 7,5 млрд долл. В результате этой сделки китайская компания получает контроль над половиной месторождения из четырех блоков совместной зоны эксплуатации Cан-Томе и Принсипи и Нигерии в Гвинейском заливе и становится «главным игроком в нефтяном секторе Сан-Томе» . Заметим, что Китай не имеет с Сан-Томе дипломатических отношений: страна остается одним из четырех африканских государств, признающих Тайвань. Хотя в Нигерии присутствуют все три ведущие нефтяные компании Китая, проявляющие при этом достаточную активность, поскольку они появились в стране достаточно поздно им не удалось получить здесь преимущества в нефтяной сфере, как, скажем, в Судане, что обусловлено весомыми позициями в этой стране США, Великобритании, Германии, других стран Запада. В 2008 г. на долю китайских компаний приходились лишь 3-4% нигерийского производства нефти, и, как полагают некоторые специалисты, пройдет еще много лет, прежде чем они станут играть значительную роль в нефтяном секторе Нигерии . Впрочем, с этим мнением можно поспорить. Хотя в гонке за нигерийскую нефть Китай еще заметно уступает США, напор, которому подверглась в последние годы со стороны Пекина нигерийская нефтяная сфера, позволяет думать, что дистанция будет сокращаться. Это пугает ведущие добычу в Нигерии на протяжении многих лет американские компании, которые торопятся обновить лицензии на добычу нефти. В декабре 2009 г. первой добилась этого «Эксон Мобил», продлившая на 20 лет три свои лицензии с возможностью последующего обновления. Переговоры на данную тему вели с президентом Нигерии в конце 2009 г. представители компаний «Шелл» и «Шеврон. . Более эффективны усилия КНР в Анголе. Бóльшая часть ангольской нефти добывается американскими компаниями и экспортируется в США. В Анголе активно действуют американские компании «Шеврон», «Тексако» и «Эксон-Мобил». Несмотря на серьезную конкуренцию в нефтяной сфере Анголы, Китай сумел завоевать здесь достаточно прочные позиции. Ангола – крупнейший в Африке и третий после Саудовской Аравии и Ирана зарубежный поставщик нефти Пекину. Китайская компания Синопек активно сотрудничает с ангольской компанией Сонангол (Sonangol). Помимо поставок нефти Синопек и Сонангол договорились создать оффшорный нефтяной блок и построить в Анголе новый нефтеочистительный завод. В Анголе Китай в 2004 году вложил средства в эксплуатацию нефтяного месторождения, производительностью 10 тыс. баррелей в день. При этом, по некоторым данным Синопек перекупила часть акций у компании Шелл (Shell) в одном из ангольских оффшорных блоков.. Чтобы добиться у ангольского правительства согласия на это решение, Анголе был предоставлен заем в 2 млрд. долл. В 2009 г. «CNOOC» совместно с «Синопек» приобрели за 1,3 млрд долл. часть ангольского нефтяного месторождения в блоке 32, которым владеет с долей в 30% компания «Marathon» - четвертая по величине нефтяная компания США. После сделки китайские компании получают 20% добычи, на долю Marathon приходятся 10%. Располагающий богатыми запасами нефти и газа, блок 32 находится в 150 км от побережья Анголы; его площадь - 5090 кв. км. «Мы рады, что CNOOC сумела использовать редкую возможность приобрести долю в месторождении»,- заявил президент компании Янг Хуа . Хотя китайские компании добились заметных успехов в нефтяной сфере Анголы, влияние Китая в стране не следует преувеличивать, что нередко имеет место. Хотя доля \Китая в нефтяной промышленности Анголы растет, но одновременно растут и доли Индии, ЮАР, Бразилии, хотя при этом падает доля стран ЕС, за исключением Португалии. Крупнейшим же импортером нефти из Анголы по-прежнему остаются США (Китай – на втором месте). При этом ангольское руководство постоянно заявляет о своем нежелании полагаться на какого-либо партнера, предпочитая использовать преимущества, которые дает ему конкуренция ведущих мировых компаний за ангольскую нефть. Наибольший вес приобрел Китай в Судане. Китайские компании с успехом заполнили вакуум, образовавшийся после ухода из страны западных компаний. Американская «Шеврон» («Chevron») ушла из Судана в 1985 г., инвестировав 1,5 млрд. долларов. В 1997 г. экономические санкции, наложенные США на Судан, поставили американские инвестиции в этой стране вне закона. США не теряют надежды заменить режим Омара аль-Башира проамериканским режимом, что открыло бы обширные нефтяные запасы Судана для американских компаний. Пока же нефть и прибыль от нее идут конкурентам США, в первую очередь ─ Китаю. Уход из страны западных компаний открыл новые возможности для инвесторов. Быстро развивающаяся нефтяная промышленность Судана монополизирована сейчас Китаем, Индией и Малайзией. CNPC пришла в Судан в 1995 г. В 1999 г. Китай получал из Судана менее 1% импортируемой им нефти, в 2005 г. – 5%, а в 2007 г.─ уже 7%. Сегодня Китай – самый крупный импортер суданской нефти. В настоящее время на долю Китая приходятся 60% экспортируемой Суданом нефти. Объем торговли КНР с Суданом достиг в 2008 г. 8,2 млрд долл., в основном за счет импорта нефти . CNPC владеет самой крупной долей (40%) в крупнейшем суданском нефтяном смешанном предприятии Грейт Найл Петролеум Оперейтинг Компании (Great Nile Petroleum Operating Company). Предприятие вложило 4 млрд. долл. в ряд проектов в нефтяной отрасли, включая терминал для танкеров в гавани Марша-аль-Башир вблизи порта Судан и 1600- километровый нефтепровод для транспортировки нефти от месторождения до терминала, построило нефтеперерабатывающий завод. С помощью Китая Судан превратился из импортера нефти в страну, экспортирующую нефть, где создана собственная нефтяная промышленность, включая разведку, эксплуатацию месторождений и продажу нефти. При этом английская «Файнешнл Таймс» обращала внимание на то, что инвестирование в нужные Китаю отрасли африканской экономики часто осуществляется с помощью сотрудничества в военной области. К примеру, в Судане с помощью КНР построены заводы по сборке оружия . В 2011 г. в Южном Судане пройдет референдум по вопросу его независимости. Пекин на всякий случай готовится к тому, чтобы исход референдума не сказался на его нефтяных интересах в Судане: он ведет переговоры с Кенийской корпорацией нефтепроводов относительно возможности строительства нефтепровода до моря в Ламу, который позволит экспортировать нефть из Южного Судана. В 2006 г. сообщалось, что Синопек и CNPC направили своих представителей в Судан, чтобы приобрести права на бурение стоимостью 600 млн. долл. Наращивает Китай активность и в других нефтедобывающих странах. Так, объектом его внимания стала Экваториальная Гвинея, а в 2006 г. Китай оказался на третьем месте после США и Испании по импорту нефти из этой страны . После того, как Экваториальная Гвинея стала крупным производителем нефти, стало активно развиваться сотрудничество между Малабо и Пекином. В стране уже действует целый ряд китайских компаний, занимающихся добычей углеводородов, строительными и общественными работами. Нефть - главное богатство Габона: на нее приходится 1/2 доходов страны. Разведанные резервы – 2,5 млрд. баррелей, производство - около 230 тыс. баррелей в день. Итогом визита китайского лидера Ху Цзиньтао в Габон в 2004 г. стал контракт между французско-габонской компанией «Тотал Габон» («Total Gabon») и китайской «ЮНИПЕК» («UNIPEC») - часть компании «Синопек» на добычу, очистку и экспорт в КНР габонских нефтепродуктов. Китайские нефтяные компании подписали контракты на эксплуатацию оффшорных месторождений и добычу нефти с Республикой Конго и начали добычу нефти в северной Намибии, на западе Эфиопии . О стремлении Пекина получить максимальный доступ к африканской нефти свидетельствует эволюция его взаимоотношений с Республикой Чад. До 2006 г. Чад сохранял дипломатические отношения с Тайванем, который был соответственно держателем акций его нефтяных концессий. А в 2006 г. попытки Пекина привлечь Чад на свою сторону завершились дипломатическим триумфом КНР. В настоящее время в Чаде действует совместная компания, в которой по 50% акций принадлежат канадской «Энсана» и китайской «Синопек» . В октябре 2009 г. КНР активно включилась в работы по добыче нефти в Гане. В соответствии с соглашением с «Национальной нефтяной корпорацией Ганы» компания CNOOC предоставит финансирование и техническое содействие Гане в разведке на нефть и ее добыче на ганском участке континентального шельфа . Компания CNOOC объявила об обнаружении месторождения природного газа на севере Кении и подписала с ее правительством соглашение, позволяющее компании эксплуатировать 6 блоков площадью 44.500 кв. миль на юге страны . Нефть обнаружена в соседней Уганде, газ – в Танзании, а запасы метана – в районе озера Киву на границе Руанды и ДРК . Китайские нефтяные компании пытаются создать совместное предприятие на Мадагаскаре, чтобы эксплуатировать вновь открытые нефтяные резервы острова. Объект интереса китайских компаний - не только энергетические, но и минеральные ресурсы Африки. Так, они вложили 170 млн. долл. в проект добычи меди в Замбии, участвуют в добыче кобальта и меди в Демократической Республике Конго, в добыче магнезии и золота в Кот д’Ивуаре. Бум сделок с КНР переживает медный пояс Замбии. Как заявил специалист из Академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР Син Хуюань, «инвестиции в горнодобывающую промышленность Замбии широкомасштабны и долгосрочны» [5]. В Замбии в роли инвесторов выступают свыше 180 китайских компаний, а накопленные инвестиции достигли в 2006 г. 316 млн. долл., превратив Китай в третьего по размерам инвестора Замбии после ЮАР и Великобритании. В декабре 2006 г. Металлургическая корпорация Китая, крупнейший в Азии производитель стали (380 млн. т. в год) предложила 3 млрд.долл. за 60-процентную долю в зимбабвийской стальной корпорации Ziscоsteel. Предложение получило официальное одобрение в Хараре, что подтвердил посол Зимбабве в Китае Крис Мутсвангва. В том же 2006 г. китайский консорциум, возглавляемый Китайской Национальной Корпорацией машин и оборудования (China National Machinery and Equipment Import and Export Corporation – CEMEC) выиграл тендер на контракт и подписал соглашение на 3 млрд долл. с Габоном, получив монопольные права на разработку массивных залежей железной руды в районе Белинды, в глубине тропических лесов Габона, в 500 милях от побережья. Взамен корпорация обязалась создать не только инфраструктуру в Белинде, но и гидроэнергетическую систему для ее обслуживания, построить железную дорогу от месторождения к побережью и глубоководный порт, хранилища и контейнер в порту с целью облегчить доставку руды из Африки в Китай. Все предприятие обойдется китайским компаниям в несколько миллиардов долларов, и им придется ждать несколько лет, прежде чем удастся начать добычу руды. Заметим, что месторождение было открыто еще в 1955 г., но ни один западный инвестор до сих пор не рискнул взяться за его освоение. Однако китайские компании, опираясь на поддержку своей государственной машины, пошли на этот риск. Президент Бонго пообещал, что предприятие создаст тысячи рабочих мест. Однако, по мнению специалистов, в планы СЕМЕС не входит предоставление большого количества рабочих мест для габонского персонала, поскольку Китай, как правило, предпочитает ввозить собственных рабочих. Китайские компании также добывают в Габоне марганец, и правительство обещало помочь им в добыче меди и других минеральных ресурсов. В 2009 г. правительство Либерии подписало контракт с китайской компанией «Чайна Юнион» на 2,6 млрд. долл., предусматривающий участие этой компании в разработке месторождений железной руды. Вложения в проект представляют собой самые крупные инвестиции в истории Либерии. Они – часть осуществляемой президентом Джонсон - Сирлиф программы оживления экономики страны, пострадавшей от длительного кризиса . Нигер обладает двумя крупными месторождениями урана, дающими 7.5% мировой добычи; при этом, как считают специалисты Всемирной ядерной ассоциации, полезное содержание их – одно из самых высоких в мире. Действующая в стране французская компания «Арева» («Areva») в 2009 г. выиграла тендер на разработку месторождения Имурарен, что может удвоить добычу урана в стране и сделать ее вторым в мире производителем этого сырья. После многих лет доминирования в сфере добычи урана в Нигере Франции в страну вторгаются китайские компании. В мае 2009г. Эксим-банк Китая предоставил Нигеру преференциальный заем под 2% годовых в размере 95 млн долл. на развитие проекта добычи урановой руды. Срок выплаты займа – 15 лет. Добыча начнется в 2010 г. и составит около 700 тонн уранового концентрата в год. Ее будет вести СП «СОМИНА» («SOMINA»), в котором участвует «Чайна Нейшнл Корпорейшн» («SINO-U») и 33% акций принадлежат правительству Нигера . Планам Китая не помешал произошедший в феврале 2010 г. государственный переворот в Нигере, в результате которого лишился поста президента страны Мамаду Тандиа.Как заявил по государственному телевидению китайский посол в Нигере Ксиа Хуанг, китайским интересам в отношении нигерского урана и нефти не помешали эти события». И хотя пришедшие к власти лидеры оппозиции обвиняют Китай в поддержке прежнего автократического руководства и подрыве демократии, они явно не намерены отказываться от сотрудничества с ним. «Когда международное сообщество поворачивается к вам спиной, вы готовы искать средства где угодно,- заявил член нигерского парламента Санусси Тамбари Джаку, добавив: «Это Запад толкнул Тандиа в объятия китайцев». Китай вторгается и в сырьевую сферу Южной Африки. Китайская государственная корпорация «Синостил» («Sinosteel») договорилась с южноафриканской «Саманкор Корпорейшн» («Samancor Corporation») о совместной разработке запасов хромовой руды. Это партнерство чрезвычайно важно для Пекина, поскольку «Саманкору» принадлежат месторождения с общим объемом запасов хромовой руды в 700 млн т. – 70% запасов этого сырья, которыми располагает Южная Африка. Глава недавно открытого нового представительства «Синостил» в Сэндтоне –деловом центре Йоханнесбурга - Чжан Сувей заявил, что эта компания уже достигла оборота в 13 млрд долл. за счет сделок на Африканском континенте . При поддержке «China-Africa Development Fund» - Китайско-африканского фонда развития, созданного в 2007 г. со стартовым капиталом в 1 млрд долл, который позже был увеличен до 5 млрд долл., китайская горнорудная компания «Цзиньчуань» приобрела в мае 2010 г. пакет в 51% акций южноафриканской компании по добыче платины «Весизве», что впервые предоставило Китаю прямой доступ к платине. Фонду предстоит выделить еще 650 млн долл. для финансирования строительства шахты. Специалисты прогнозируют постоянный спрос на железную руду, каменный уголь и платину, которыми располагает ЮАР. Глава центра изучения политики КНР в Претории Мартин Дэвис полагает, что в среднесрочной перспективе китайские финансы будут направлены на самую крупную в Африке йоханнесбургскую фондовую биржу; при этом будет расти число сделок частных компаний и инвестиций в южноафриканские компании, широко представленные в Африке. Дэвис считает, что спрос Китая на сырье подстегивает рост Африки : «Это вытянуло Африку из кризиса, и в ближайшее время такая взаимозависимость будет укрепляться» . Будучи в 2009 г. в Намибии, председатель Ху Цзиньтао объявил о новой программе разработки богатых минеральных ресурсов страны (алмазы, уран, цинк, кобальт) . Китай добывает в Намибии также марганцевую руду. По прогнозам, Намибия станет в будущем ведущим поставщиком марганцевого сырья в Поднебесную . Наряду с крупными и мелкими китайскими компаниями, интенсивно осваивающими природные богатства континента, в страны Африки устремились частные китайские предприниматели, надеющиеся получить здесь свой «кусок пирога». Так, после окончания конфликта в Демократической Республике Конго в 2003 г. сюда хлынули сотни китайцев, привлеченных возможностью приобрести по низкой цене медь и кобальт. Как сообщалось в печати, некий китайский бизнесмен Ван ежедневно закупал 30 тонн медной и 10 тонн кобальтовой руды. При этом он платил 500 долларов за тонну руды, содержащей 5% кобальта, и 2 тысячи долларов за тонну руды, содержащей 13% кобальта. Китайцы обрели популярность у местных диггеров. «Другие покупатели дают лишь 100 франков (0,18 долл.) за килограмм, к тому же их приходится ждать целый день,- сообщал один из них. – С китайцами все иначе. Они дают 500 франков (около 0,90 долл.). Ты приходишь, они взвешивают руду, ты получаешь свои деньги» . Бизнес оказался весьма выгоден и предприимчивым китайцам. Чистый кобальт продается на мировых рынках по цене 66 тыс. долл. за тонну. Что касается Китая, то он использует ежегодно примерно 15 тыс. т. гетерогенита – руды, из которой извлечен кобальт, в основном, в батарейках для мобильных телефонов. А потому китайские предприниматели возвращались из копей ДРК на велосипедах с рюкзаками, полными медной и кобальтовой руды. В феврале 2007 г. правительство ДРК решило навести порядок в этом хаотичном секторе горнодобывающей промышленности, начав с экспорта необработанной руды за границу. Губернатор Катанги Мойзес Катумби сделал попытку упорядочить бизнес, закрыв главный пропускной пункт в соседнюю Замбию. При этом он заявил, что руда должна перерабатываться на месте, в Катанге; тогда 40% доходов от ее продажи останутся в провинции, в то время как сегодня они уплывают в Китай. «Покажите мне хотя бы один туалет, выстроенный на эти деньги», - заявил он. Однако китайцы нашли выход и из этой ситуации. Ван, о котором шла речь выше, установил плавильную печь, что позволило ему возобновить экспорт. Собственными установками по переработке руды обзавелись и некоторые другие бизнесмены. Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться. Компании, имеющие в Конго официальные концессии, после выборов начали развивать собственное производство и запускать промышленные установки по переработке руды. Это побудило специалистов сделать вывод, что дни неформального сектора в ДРК сочтены. Преимуществом Китая в борьбе за ресурсы является готовность иметь дело со странами, с которыми избегает иметь дело Запад, считая режимы этих стран тираническими, коррупционными, нарушающими права человека и прочее. Что касается Китая, то он готов сотрудничать с любыми государствами, независимо от того, какие режимы находятся у власти, постоянно подчеркивая свое нежелание вмешиваться в их внутренние дела. Данная позиция пекинского руководства обусловила активное развитие в последние годы отношений КНР с Зимбабве. В декабре 2009 г. китайско-ангольское СП «Чайна Сонангол» («China Sonangol») подписало с правительством Зимбабве 5 соглашений, по которым Зимбабве получало 8 млрд долл. инвестиций; последние будут вложены в аффинаж золота и платины, в разведку на нефть и газ и жилищное строительство. Управляющий резервным банком Зимбабве Гидеон Гоно, отметив важность этой крупнейшей со времени создания в стране коалиционного правительства иностранной инвестиции для экономического возрождения Зимбабве, выразил благодарность КНР как «верному другу, который не бросил страну даже в самый трудный для нее за последние 10 лет период». 9 октября 2010 г. министр горнодобывающей промышленности Гвинеи Мохаммед Тиам заявил, что Китайский международный Фонд а в Гонконге (CIF) подписал соглашение на 7-9 млрд долю с военной хунтой, пришедшей к власти в стране. Соглашение касается добычи нефти и минералов, а также реализации в Гвинее инфраструктурных проектов. При этом обозреватели обращают внимание на тот факт, что в сентябре 2010 г. представители хунты открыли огонь по демонстрантам и убили свыше 150 человек. Китайское руководство принимает широкие меры с целью укрепить позиции в сырьевой сфере африканских государств в условиях растущей конкурентной борьбы за природные богатства континента. Об этом свидетельствуют организуемые им конференции и семинары, на которые приглашаются представители китайских компаний и африканского бизнеса. Пример – состоявшаяся в Пекине в ноябре 2009 г. конференция «Китайско-африканское сотрудничество в горнодобывающей промышленности - 2009. Возможности для китайских добывающих компаний» («China-Africa Mining 2009. Opportunities for Chinese Miners in Africa»), с участием представителей добывающих компаний Китая и стран Африки. В задачи конференции входило определить потенциал деятельности на континенте китайских добывающих компаний и ознакомить представителей этих компаний с конкретными странами континента, их политикой, чтобы обеспечить большее понимание китайской стороной возможностей и рисков работы в минерально - сырьевой сфере экономики африканских стран. А в мае 2010 г. Институт стран Западной Азии и Африки Китайской академии социальных наук в сотрудничестве с представителями Департамента международного развития Великобритании, ЕС, Всемирного банка, посольствами США и Норвегии организовал в Пекине весьма представительную конференцию на тему «Корпоративная социальная ответственность и африканское развитие». Целями конференции были названы обеспечение китайских компаний полезным опытом работы в Африке и укрепление сотрудничества между китайским и африканским бизнесом. В объявлении о конференции говорилось, что в последние годы растущее число представителей бизнеса из развитых стран и «возникающих держав» наращивают торговую и инвестиционную активность в Африке, что ставит на повестку дня вопрос корпоративной и социальной ответственности многонационального бизнеса, действующего на континенте и его роли в африканском развитии, включающей экономические, социальные аспекты и вопросы охраны окружающей среды. Практика «ответственного бизнеса», которой стремится следовать Китай, сталкивается вместе с тем, с целым рядом сложных и трудно преодолимых проблем, которые предстоит решать при активной роли соответствующим правительствам. Понимание того, в чем нуждается африканское развитие и чего ждут африканские страны от программы Корпоративной Социальной Ответственности (CSR), - ключ к созданию ответственной практики бизнеса, в свою очередь, требующей открытого обмена опытом, оценки успехов и неудач и сотрудничества, учитывающего реальные нужды африканского развития . Поскольку в конкурентной борьбе за африканские сырьевые богатства участвуют, помимо США и Китая, страны ЕС, а также набирающая вес другая азиатская «возникающая держава» – Индия, все большую остроту приобретает вопрос: кто окажется победителем в схватке за ресурсы. Так, на состоявшейся в августе 2009 г. в Ботсване 5-й конференции по ресурсам активно обсуждалось, обладают ли Китай и Индия потенциалом для того, чтобы стать лидирующими покупателями алмазов. Хотя выступавшие признали, что пока финансовый вклад этих стран в алмазную промышленность незначителен ( в 2008 г. доля Китая на алмазном рынке составила 3%, Индии- 4%, Японии – 11% , а США - 44%), тем не менее, «рынки Китая и Индии представляются чрезвычайно перспективными с точки зрения долгосрочного роста». При этом были приведены цифры алмазных торгов первого квартала 2009 г., свидетельствующие, что спад в США составил 6%, в Японии- 15%, в Германии – 4%, в Великобритании- 2%,в то время как Индия и Китай достигли роста в 30% и 5%, соответственно . Успехам Китая в конкурентной борьбе за ресурсы с крупными западными компаниями способствует целый ряд факторов.. Начать с того, что Китай сумел завоевать позиции в ряде африканских стран как в период национально-освободительного движения, которому он оказывал помощь и поддержку, так и, в особенности, в последние годы благодаря реализации обширной программы экономического сотрудничества, включавшей безвозмездную помощь, льготное кредитование, щедрые инвестиции, в том числе вложения в инфраструктуру, столь необходимую африканским странам, и многое другое, а также активной дипломатии на континенте. Западные компании, давно и, казалось бы, прочно обосновавшиеся в Африке, оказались не готовы к стремительному натиску Китая и неспособны ему противодействовать. Специалисты называют в числе факторов, благоприятствовавших проникновению китайских компаний на африканские сырьевые рынки, «Вашингтонский консенсус», составными элементами которого явились программы структурной адаптации и либерализации экономики, окончившиеся неудачей для многих стран Африки, нереализованные обещания Запада, итогом чего стало дальнейшее затягивание поясов, открытие африканских рынков как следствие глобализации . В то же время Китай имел серьезные преимущества перед Западом, поскольку не участвовал в колонизации, не спонсировал перевороты в странах Африки и убийства африканских лидеров. Удачливый бизнес Китая в сырьевой сфере Африки во многом обязан его ключевой позиции, неоднократно озвученной председателем КНР Ху Цзиньтао и другими руководителями страны: «Китай не вмешивается во внутренние дела других государств». На практике это означает готовность к сотрудничеству с любыми режимами, не обусловливая его какими-либо требованиями в отношении демократии, надлежащего управления или прав человека. Именно этот ключик открыл Пекину двери в страны, с которыми не пожелал иметь дело Вашингтон (Судан, Зимбабве). Для Пекина также характерна готовность идти на риски, действуя в разрушенных войнами государствах, таких как ДРК или Либерия. В 2009 г. в печати сообщалось о подписании компанией CNOOC с властями провинции Пунтленд в Сомали контракта на поиск нефтяных месторождений и их разработку. Пекин пошел на это, хотя Сомали в настоящий момент представляет собой мозаику из самопровозглашенных государств и территорий, Пунтленд не вправе заключать подобные соглашения и к тому же не ясно, есть ли нефть в Сомали. В активе Пекина - способность сочетать государственную и частную инициативу, разносторонняя помощь китайским компаниям со стороны государства, участие китайских банков, таких как Эксимбанк, Чайна Девелопмент бэнк, в реализации государственных программ а также предпринимательский энтузиазм как на частном, так и на государственном уровне. В реализации инвестиционных проектов правительственные институты и осударственные компании действуют сообща. При этом сами африканцы отмечают, что в добывающей промышленности активная деятельность китайского правительства мало отличается от политической, экономической и военной поддержки, которую оказывают своим нефтяным и горнодобывающим компаниям правительства США, Великобритании, Франции и ЮАР. Китайское правительство непосредственно не вмешивается в решения. Касающиеся инвестиционной деятельности компаний, но предлагает им финансовую и дипломатическую поддержку. Если мелкие предприятия финансируют свою инвестиционную деятельность с помощью семейных связей и неформальных рынков капитала, то ключевой источник финансов для африканских проектов государственных компаний – Эксимбанк Китая. Эксимбанк был создан в 1994 году и подчиняется непосредственно Госсовету КНР. Различные сферы его деятельности контролируют министерства финансов и торговли, Народный банк Китая и Китайская банковская регулирующая комиссия. Функция Банка Китая – одобрять кредитные планы Эксимбанка, а Госсовета – одобрять покупательские кредиты на сумму свыше 100 млн долл. Однако банк обладает относительной автономией в том, что касается процесса распределения средств на проекты и одобрения их. Банк обеспечивает экспортные кредиты китайским компаниям и иностранным клиентам, китайские займы иностранным правительствам и даже финансирует китайский импорт с целью нормализовать торговый баланс страны. Он специализируется на крупных компаниях и крупных проектах. 90% его экспортных кредитов предоставляются государственным предприятиям и компаниям и на проекты, стоимостью свыше 100 млн юаней каждый. В рамках китайской политики «выхода за рубеж» он предлагает стратегически важным зарубежным партнерам скидки. На 2007 год банк уже «перерос» все прочие агентства экспортного кредитования. Согласно официальным данным, он одобрил займы более. чем на 100 млрд юаней, 56 cтранам Африки, прием самыми крупными были займы в 50 млрд юаней. К концу 2006 г. банк имел отношения с 36 африканскими странами и в его портфеле были 259 африканских проектов. По оценке ВБ. Более 80% займов приходились на Анголу, Нигерию, Мозамбик, Судан и Зимбабве; 40% приходились на проектыв энергетическом секторе. 24% -на многоцелевые вложения/ 20%- на транспорт, 12- телекоммуникации, 4%- на водные проекты . Важная часть официальной программы – концессионные займы. Проекты поддерживаются «мягкими займами», которые нуждаются в одобрении Министерством торговли. В 2001-2005 гг. Эксимбанк одобрил 78 таких займов. Банк быстро расширяет свою деятельность в Африке. В мае 2007 г. он заявил, что в следующие три года ассигнует 20 млрд долл. на займы ее странам ( Для сравнения: ВБ одобрил в 2006 г. африканские проекты на 4,8 млрд долл. ) . Эксимбанк – не единственный китайский банк, поддерживающий инвестиционную деятельность в Африке. В мае 2007 г. Чайна Девелопмент Бэнк заявил о создании Фонда Китай-Африка в поддержку китайских инвестиций в странах Африки со стартовым капиталом в 1 млрд долл, который позже вырос до 5 млрд долл. Способствует реализации планов Пекина также фокус на определенных секторах африканской экономики, в частности, упор на инфраструктуру, которая является «слабым местом» в большинстве африканских стран. Китайские компании стараются учитывать запросы африканского рынка и вносить изменения в свою инвестиционную политику. Так, например, они развивают сектор обеспечения питьевой водой в странах, где имеются слабые технологии очистки воды, осуществляют проекты переработки плодов и производства натуральных соков в странах, где много фруктов. Обращает на себя внимание стратегия, которую использует Китай в борьбе за сырьевые богатства. Он не только умеет находить свободные «ниши», но и использует тактику приобретения вначале небольших долей в месторождениях или акций крупных компаний, а уже потом постепенно расширяет свою деятельность. Китайские нефтяные компании в 2007 г. потратили, по некоторым данным, 15 млрд долл на покупку долей в месторождениях и акций местных компаний . Так, например, в июне 2010 г. China Railway Materials Commercial Corporation (CRMSC) согласилась потратить 280 млн долл. ликвидности на приобретение 12,5% долю в африканской компании African Minerals LTD. Соглашение предусматривает приобретение китайской компанией 18 млн тонн железной руды; ежегодные поставки начнутся в 2014 г., когда завершится вторая стадия проекта добычи железной руды в Тонколили, Сьерра-Леоне. Китай больше стремится контролировать источники сырья, нежели закупать это сырье на мировых рынках. Инвестируя в проекты в районах добычи сырья, он гарантирует местному бизнесу более широкий доступ на китайские рынки в отдельных отраслях промышленности, что также делает для этих стран привлекательными китайские вложения. Доступ к природным богатствам Африки помогают Китаю открыть и средства дипломатии. Китайские лидеры – частые гости в странах континента. Только за первые 2 месяца 2009 г. здесь побывали председатель КНР Ху Цзиньтао (это был его 4-й визит в Африку с момента прихода к власти в 2003 г.), министр иностранных дел Ян Цзэчи, министр торговли Чэнь Дэмин. В общей сложности, китайские гости посетили 10 стран континента. Следует заметить, что и в 2010 г. министр иностранных дел КНР не отступил от неписаной китайской дипломатической традиции - посетить Африку в ходе своего первого в году иностранного визита. Из семи стран, в которых он побывал в январе, пять – африканские: Алжир, Марокко, Кения, Нигерия, Сьерра-Леоне. При этом в речах и заявлениях китайских руководителей, в частных беседах их с руководством африканских стран неизменно присутствует тезис общности судеб, целей и задач всех развивающихся стран, заверения в том, что африканцев считают равноправными партнерами и ни при каких обстоятельствах не перестанут им помогать, что, безусловно, импонирует африканским руководителям. Стремление Китая «прибрать к рукам» африканские ресурсы, а также растущее присутствие китайцев в странах континента вызывает отрицательную реакцию местного населения. Так, действующие в Анголе китайские компании привозят 70-80% персонала из Китая. Пишут, что 90% работников компании «Шеврон», включая квалифицированный персонал - инженеров и менеджеров – ангольцы, тогда как китайские нефтяные компании нанимают меньше 15% местного персонала, причем обычно на самые низкие ставки. Китаю адресуют упреки низкой оплате труда местных рабочих, нежелании соблюдать необходимые условия труда; его обвиняют в нанесении ущерба экологической безопасности. В октябре 2006 г. Габон потребовал от компании Синопек прекратить разведку на нефть в Национальном парке Лоандо, обвинив ее в нанесении вреда окружающей среде. В мае-июне 2008 г. рабочие суданского нефтяного предприятия Петродар Оперейтинг Компании, 41% акций в котором владеет Чайна Нейшнл Петролеум Корпорейшн, организовали забастовку, требуя улучшения системы оплаты и условий труда . пекинское руководство в ряде случаев вынуждено признавать, что не все в сфере инвестирования в страны Африки обстоит гладко. Так, например. зам. министра коммерции КНР Лю Бо в одном из своих выступлений признал, что китайским компаниям «не хватает знаний об Африке и африканских рынках, а потому они должны быть готовы к сложностям и проблемам.». По словам Лю, некоторые компании извлекли уроки из своего неудачного опыта, когда низкая зарплата и плохие условия труда на медных приисках в Замбии стали проблемой на выборах. «Китай – развивающаяся страна и не имеет достаточного опыта в вопросе охраны трудовых прав. Эта проблема требует особого внимания компаний, которые должны соблюдать местные законы и правила». Вместе с тем, китайские компании, как, впрочем, и нефтедобывающие компании западных стран, подвергаются в Африке серьезным рискам. Здесь нередки перевороты, этнические и конфессиональные конфликты, непрекращающаяся борьба между элитами отдельных стран за обладание ресурсами. В сырьевой сфере эти риски еще более значительны, т.к. реализация проектов здесь требует крупных первоначальных вложений и длительного срока отдачи. Климат инвестиционной безопасности оставляет желать лучшего. По подсчетам ученых, за любой 5-летний период шанс гражданской войны в любой африканской стране, не имеющей ресурсов, варьируется от незначительного до менее 1%, тогда как в странах, обладающих такими ресурсами, он составляет почти 25% . Напряженная ситуация сложилась крупнейшей нефтедобывающей провинции Африки – Дельте Нигера, где в последние годы участились столкновения между правительственными войсками и местными племенами, добивающимися увеличения отчислений от экспорта нефти. Особенно активно здесь Движение за эмансипацию Дельты Нигера (MEND). Одна из основных целей этой группировки, выступающей за национализацию нефтяного сектора нигерийской экономики, - полное изгнание иностранных компаний из Дельты Нигера. Участники движения нападают на буровые вышки иностранных компаний, берут с целью выкупа в заложники работников этих компаний, а порой и граждан других государств. C 2005 г. эта организация широко использует тактику саботажа и террора. Саботаж на нефтепроводе компании Шеврон вызвал, в частности, сокращение добычи нефти на 120 тыс б/д.(6% дневной добычи). Главная цель террористических акций - помешать правительству экспортировать нефть. Киднеппинг, который прикрывается политическими мотивами, стал для организации выгодным бизнесом. С января 2006 г. до 28 февраля 2007 г. были похищены 128 иностранных рабочих. Угрозы безопасности стали ведущим фактором снижения производства нефти в Нигерии. Наиболее серьезному риску подвергаются действующие в сырьевой сфере африканских стран китайские компании. Существуют оппозиционные группировки, специально избирающие их своей мишенью. В 2007 г. 9 китайских рабочих-нефтяников были убиты сепаратистами Национального Фронта освобождения Огадена (JNLF) в Эфиопии; 9 китайских специалистов были захвачены в заложники, но потом освобождены. В том же 2007 г. 9 китайских рабочих были захвачены в Дельте Нигера, а в 2008 г. оппозиционеры захватили троих китайских строителей вблизи Калабара, столицы нигерийского штата Кросс Ривер. Захваты китайских специалистов имели место и в других странах. Так, в Судане в октябре 2008 г. из 9 захваченных в заложники китайских рабочих 5 были убиты членами Движения за равенство и справедливость в Дарфуре. При этом командир группы Абдель Азиз Эль-Нур Ашар заявил: «Это послание Китаю и его нефтяным компаниям прекратить помогать правительству, которое ведет войну в Дарфуре». После следующего нападения на китайских рабочих Ашар снова объявил: «Наша атака – еще одна попытка заставить китайские компании покинуть страну. Мы воплощаем в жизнь нашу угрозу атак против иностранных компаний, особенно китайских, и мы будем их продолжать» . Другая оппозиционная дарфурская группировка –Освободительная армия (SLA/M) также избрала китайские нефтедобывающие компании мишенью для атак . Таким образом, деятельность Китая а сырьевой сфере Африки сопряжена с серьезными рисками. Она не застрахована от террористических акций, нападений на персонал компаний в разных странах континента. Если в Нигерии угрозе подвергаются все нефтяные компании, и Китай не является исключением, то иная ситуация – в Судане, где оппозиционные группировки рассматривают его как врага за сотрудничество с режимом Аль-Башира и готовы прибегнуть к самым жестким методам, дабы помешать деятельности китайских компаний. Министерство коммерции КНР принимает меры по совершенствованию процесса инвестиционного сотрудничества с внешним миром, включая Африку. Оно обязалось, в частности, ослабить контроль за этим процессом, объявив о намерении сократить свое влияние на принятие решений, касающихся инвестиций. Было, например, устранено требование предварительной проверки финансовой состоятельности инвестора. Решение об инвестировании отныне принимается самими компаниями. При этом число необходимых для принятия такого решения документов сокращено с от 10 до 5 и продолжит сокращаться . Китай выражает готовность предоставлять африканским странам льготное кредитование и поощряет компании с большими возможностями и хорошей репутацией вкладывать капиталы в производственный сектор стран Африки. Создан фонд развития «Китай – Африка»; в странах, где для этого есть соответствующие условия, предполагается создать свободные экономические зоны торговли и сотрудничества. Тем самым создаются благоприятные условия для доступа китайских компаний на африканский рынок и вложения ими средств в африканскую экономику. Основное препятствие росту инвестиций КНР в Африку – недостаток у китайских компаний информации об этом континенте, незнание законов и правил ведения бизнеса на местах. В этой связи Министерство коммерции взяло на себя обеспечение потенциальных инвесторов информацией об условиях торговли и инвестиционном климате африканских стран. Оно создало сайт в Интернете и обязало посольства КНР в Африке предоставлять китайским компаниям нужную им информацию. Министерство организовало также специальные учебные программы для предпринимателей, желающих установить деловые связи с африканскими партнерами, дабы помочь им лучше понять особенности рынка, политики и законодательных структур стран Африки . Организуются учебные классы для менеджеров из Китая и стран Африки, где они могут обмениваться опытом, посещение китайскими предпринимателями ярмарок в странах Африки. Так, торговую ярмарку в Эфиопии в декабре 2003 года посетили около 40 представителей государственных предприятий и свыше 60 частных предпринимателей из КНР . И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов такой важный для укрепления сотрудничества в сфере торговли и инвестирования момент, как обмен визитами, причем самого высокого уровня. Видя интерес, который проявляют к их странам лидеры КНР, африканские предприниматели охотнее идут на контакты с китайскими партнерами в экономической сфере. По данным китайской печати, ожидается дальнейший рост инвестиций Китая в Африку. После того, как в последние годы инвестиционный климат в Африке в целом улучшился, и китайское правительство разработало целый ряд мер по открытию филиалов своих компаний в Африке, все большее число китайских предпринимателей стало уделять внимание африканскому континенту. Теперь китайские компании можно встретить почти во всех уголках Африки. В выступлении на ежегодном собрании АБР в Шанхае в 2007 г., глава Центробанка Китая Чжоу Сячуань заявил, что Китай намерен поощрять не только крупные, но и средние и мелкие фирмы инвестировать в Африку.