"Образ России как социального государства." Харитонова Е.В., Андреева Л.А., Тищенко С.М.

Образ России как социального государства в странах африканского Юга в контексте предпочтений моделей социальной ответственности бизнеса (на примере Намибии и ЮАР)[1].

Ключевые слова: социальное государство, социальная ответственность бизнеса, социальная справедливость, имидж, Россия, СССР, Намибия, ЮАР.

В Африке старшее поколение воспринимает СССР как социально-справедливое социалистическое государство, где были решены основные социальные проблемы и которое помогало странам Африки в национально-освободительной борьбе, в целом, и в борьбе за социальную справедливость, в частности. Хотя стоит отметить, что в свете демографической ситуации в Африке, где велика доля людей молодого возраста, воспоминаяния об СССР актуальны все для меньшего количества населения. Многие в Африке даже не понимают, что современная Россия – это совсем другое государство, которому предстоит пройти путь, в результате которого оно сможет де-факто считаться «социальным

В условиях постсоветского реформирования России в 90-е годы была демонтирована не только советская модель социализма, но и существовавшая в СССР автократическая модель социального государства. При всех его недостатках, оно обеспечивало совершенно определенные социальные гарантии и стандарты уровня жизни, которые были утрачены с началом известных ельцинских реформ. Эти и многие другие утраты обусловили небывалое обострение многочисленных социальных конфликтов в постсоветской России. В результате, по мнению В.П.Милецкого, социальная сфера общества стала зоной перманентной социальной конфликтогенности[1].

Социальное государство: базовые характеристики.

Россия де-юре является социальным государством, что официально зафиксировано в ст. 7 Конституции РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Однако де-факто правильнее было бы назвать Россию страной, вставшей на путь строительства социального государства.

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что социальное государство должно служить обществу и стремиться исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Понятия "социальное государство" и "социальное правовое государство" как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.[2] Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, содержат ряд доминирующих признаков: доступность социальной поддержки государства всем членам общества; право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов; правовая функция социального государства проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства - социальной ответственностью; наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат; наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; наличие определенного экономического потенциала, позволяющего осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников; Наличие социально-ориентированной структуры экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в отдельных областях хозяйства; выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;
Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий существования; социальной защищенности; равных стартовых возможностей для самореализацииличности; Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ); признание ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан; Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны [3].

Таким образом, социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества.Можно обозначить некоторые проблемы создания социального государства в России, исходя из тех критериев социального государства, которые были названы. Так, прежде всего, в современной России отсутствует достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников. Кроме того, одним из важнейших последствий реформ 90-годов является
снижение уровня нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало вдругую крайность, на время оставив гражданина один на один со стихией рынка. Таким было положение в современной, «постперестроечной» России. В настоящее время благодаря социально-ориентированной политике, принятию и реализации ряда социальных программ ситуация начинает выправляться.
России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства. Для этого необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократического социального государства, основанного на социально-ориентированном рыночном хозяйстве.

Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных, экономических и политических сил в обществе. В этом контексте роль бизнеса, а именно его социальной ответственности перед обществом, является элементом, тесно взаимосвязанным с социальным государством. В докладе 2002 г. Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Разработка руководящих принципов относительно роли и социальной ответственности частного сектора» констатируется, что «наличие у крупных компаний определенного манифеста о корпоративной социальной ответственности становится непременным условием любой успешной корпоративной коммуникации и стратегии связей с общественностью»[4].

Модели социальной ответственности бизнеса: мировая практика.

В мировой практике разработано и функционирует несколько моделей социальной ответственности бизнеса: англо – американская (англо-саксонская), европейская, смешанная.
Англо-американская модель социальной ответственности известна с XIX в. Ответственность бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечивает эффективность их использования через заработную плату, создание условий труда и выплату высоких налогов. В силу природы англо-американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов, многие сферы общественных отношений остаются до сих пор саморегулируемыми. В том числе, сфера трудовых отношений работник-работодатель (двухсторонний договор), добровольность медицинского страхования. В то же время в США, например, выработаны многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через корпоративные фонды, нацеленные на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Ответственная социальная деятельность и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами.
В европейской модели бизнес платит большие налоги, а государство на эти средства реализует социальные программы для населения. Западноевропейские общества имеют развитые системы денежной помощи; их охват и размеры существенно различаются от страны к стране, однако лишь в немногих странах сформировалась система поддерживаемых государством социальных услуг в объеме, который наблюдается в скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия), получивших название скандинавская модель социального государства и социальной ответственности бизнеса.

Европейская модель социальной ответственности принципиально отличается от модели американской. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, а в США подобное вмешательство государства расценивается как нарушение свободы бизнеса. Если американская модель рассматривает в качестве целей корпоративной социальной ответственности прибыльность и ответственность перед акционерами, то европейская относит к ней дополнительно вопросы ответственности перед работниками и местными сообществами.
В последние годы в связи с развитием крупного бизнеса наиболее популярной в Европе стала смешенная модель, или Корпоративная социальная ответственность. Эта модель ориентирует бизнес на три сферы проявления социальной инициативы: экономику, занятость и охрану окружающей среды. Ответственность бизнеса распространяется на условия труда, заработную плату, выплату дивидендов акционерам, выпуск качественной продукции и оказание услуг, охрану окружающей среды, занятость в конкретном регионе, реализацию социальных инициатив населения. Ответственность, связанная с реализацией региональных социальных проблем, осуществляется через конкурсные гранты совместно с местным самоуправлением. Корпоративная деятельность, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств. Во многих европейских странах законодательно закреплено: обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий.
В Японии и Южной Корее широко используются отдельные элементы модели - «Бизнес отвечает за все». Согласно этой модели бизнес предоставляет жильё, поощряет семейные династия, осуществляет обучение специалистов за счет корпораций и т.д[5]. Это классический вариант патернализма, который принят и составляет одно из основных конкурентных преимуществ большинства компаний в Японии.

У российского бизнеса пока нет четкой ориентации на одну из вышеперечисленных моделей. В ноябре 2004 г. в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) была одобрена «Социальная хартия российского бизнеса», провозгласившая принципы корпоративной социальной ответственности[6]. Однако можно констатировать, что сейчас мы наблюдаем переход от «хаотической» благотворительности к корпоративной социальной ответственности. При этом государство четко не определилось в том, какую часть социальной ответственности должен взять на себя бизнес. Обществу совместно с представителями бизнеса предстоит решить целый ряд вопросов и сделать выбор относительно оптимальной формы взаимодействия бизнеса и общества. Вот возможный перечень таких вопросов, на которые предстоит, прежде всего, ответить нашему обществу и сформулировать, в конечном счете, запрос бизнесу:

1. Считаете ли Вы, что ответственность бизнеса перед обществом должна ограничиваться созданием рабочих мест и обеспечивать эффективность их использования через заработную плату, создание условий труда и выплату налогов?

2. Считаете ли Вы более приемлемой модель, когда бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство эффективно распределять эти налоги, в том числе на социальные нужды?

3. Считаете ли Вы, что целью социальной ответственности бизнеса является прибыльность и ответственность перед акционерами и этим ограничиваться?

4. Считаете ли Вы, что обязательства бизнеса в виде ответственности перед работниками и местным сообществом являются дополнительной нагрузкой на бизнес и эти функции должно выполнять государство?

5. Считаете ли Вы, что социальная инициатива бизнеса должна проявляться в трех сферах: экономики, занятости и охраны окружающей среды? Или некоторые из этих сфер являются дополнительной нагрузкой на бизнес, снижающей его эффективность?

Аналогичные вопросы, адаптированные и дополненние в соответствии с местной спецификой, мы задавали в Намибии и ЮАР во время экспедиционной поездки. Нам было важно понять, какую форму социальной ответственности бизнеса, главным образом – международного бизнеса, перед местным населением ожидают в африканских странах, чтобы при ведении переговоров и в реальной деятельности на континенте соответствовать этому запросу ради достижения цели взаимопонимания и эффективного делового сотрудничества.

Исследовательский проект.

Институт Африки РАН в рамках гранта ГРНФ 09-0300674 а/р осуществляет в 2009 - 2010 гг. проект «Взаимодействие бизнеса и государства в продвижении образа России как социального государства на африканском континенте». В рамках выполнения этого проекта в 2009-2010 г г. Было проведено исследование в ЮАР и Намибии.

Мы провели исследование по технологии «перекрестного опроса» с использованием специальной методики, позволяющей определить, какую форму социальной ответственности бизнеса предпочитают государственные служащие ЮАР, представители иностранного (российского) бизнеса и представители местного населения (студенты южноафриканских университетов). Главная практическая цель данного исследования – определение предметного поля, связанного с социальными проблемами в странах Африки, для правильного выстраивания переговоров в области условий совместного бизнеса между Россией и странами Африки.

Методами исследования служили структурированное интервью и анкетирование по специально созданной для решения задач исследования авторской анкете (Харитонова Е.В., Андреева Л.А.). В зависимости от ситуации и от статуса респондента анкета предлагалась либо в письменном виде, либо в виде устного интервью по аналогичным вопросам. Анкета состоит из тезисов, описывающих одну из моделей социальной ответственности бизнеса. Респонденту предлагалось проранжировать предлагаемые 6 тезисов в порядке убывания их «правильности» отраженной в них формы социальной ответственности бизнеса. Таким образом, выбор респондента отражает его предпочтение или отвержение тех или иных моделей и выявляет суть их видения «правильного» взаимодействия между бизнесом и местными социальными образованиями и обществом в целом. К трем общепринятым классическим моделям социальной ответственности бизнеса (англо-американской, скандинавской, смешанной) были добавлены еще 3 варианта, чтобы более четко выявить возможную поляризацию мнений и выявить основные тенденции в ориентации различных категорий респондентов на ту или иную модель социальной ответственности.

Таким образом, мы получили рейтинговый список, состоящий из 6 моделей: трех базовых и трех дополнительных. Базовые модели: «англо-саксонская» («Ответственность бизнеса перед обществом должна ограничиваться уплатой налогов, созданием рабочих мест, выплатой заработной платы и соблюдением условий труда»); «скандинавская» модель («Бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство эффективно распределять эти налоги, в том числе на социальные нужды») и «смешанная» социально-ориентированная модель («Бизнес должен быть социально–ориентированным: участвовать в социальных и благотворительных проектах»).

Дополнительные 3 модели: модель «социальной справедливости», отражающая полный контроль со стороны общества по отношению к бизнесу: («Бизнес должен быть прозрачным, т.е. контролироваться обществом в двух основных сферах – в сфере охраны окружающей среды и в соблюдении прав трудящихся»); «асоциальная модель» - жестко-прагматическая модель, ориентированная исключительно на интересы бизнеса и противопоставляющая бизнес обществу («Сутью социальной ответственности бизнеса является обеспечение прибыльности предприятия и ответственность перед акционерами. Все остальное является дополнительной нагрузкой на бизнес, снижающей его эффективность»); и «Сверх-нормативная», или «меценатская модель», основанная на личной инициативе представителей бизнеса и, де-факто, исключающая компоненту, связанную с государственным регулированием взаимодействия бизнеса и общества («Социальная ответственность бизнеса должна включать в себя, прежде всего, личную инициативу людей бизнеса в социальной сфере, благотворительность, помощь наименее защищенным группам людей и конкретным людям»).

Целью является выявление понимания сущности социальной ответственности бизнеса африканским менеджментом, государственными служащими и студентами.

Таблица 1. «Модели социальной ответственности бизнеса»

1.

Бизнес должен быть прозрачным т.е. контролироваться обществом в двух основных сферах – в сфере охраны окружающей среды и в соблюдении прав трудящихся.

Социально- подконтрольная модель

(идеальная)

2.

Бизнес должен быть социально –ориентированным: участвовать в социальных и благотворительных проектах.

Социально-ориентированная модель

Смешанная модель

3.

Бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство эффективно распределять эти налоги, в том числе на социальные нужды.

Скандинавская модель

4.

Ответственность бизнеса перед обществом должна ограничиваться уплатой налогов, созданием рабочих мест, выплатой заработной платы и соблюдением условий труда.

Англо-саксонская модель

5.

Социальная ответственность бизнеса должна включать в себя, прежде всего, личную инициативу людей бизнеса в социальной сфере, благотворительность, помощь наименее защищенным группам людей и конкретным людям.

Сверхнормативная модель (меценатская)

6.

Сутью социальной ответственности бизнеса является обеспечение прибыльности предприятия и ответственность перед акционерами. Все остальное является дополнительной нагрузкой на бизнес, снижающей его эффективность.

прагматическая

«асоциальная» модель

(«дикий капитализм»)

7.

Изложите свою точку зрения на ту форму взаимодействия государства и бизнеса, которую считаете наилучшей

Процедура исследования и результаты

Респонденту предлагалось проранжировать предлагаемые модели по степени их «правильности»: именно такой должна быть социальная ответственности бизнеса перед обществом. На первое место ставим модель, максимально приближенную к идеалу, по мнению респондента; на второе место – также хорошую модель, но немного уступающую первой, и так далее. На последнее, шестое место, следовало поставить самую худшую, отвергаемую модель. Кроме того, респонденту предлагалось прокомментировать и/или обосновать свой выбор, а также предоставлялась возможность сформулировать свой, идеальный вариант взаимодействия бизнеса и общественности, поместив его в графу под номером 7. Таким образом, предпочитаемые модели получают 1 и 2 ранг, срединный диапазон соответствует рангу 3 и 4, а отвергаемые модели соответствуют 5 и 6 рангу.

Исследование проводилось в государственных и коммерческих структурах Намибии и ЮАР, а также в Университете Кейптауна (University of Cape town) и в Университете Витвотерзранд (Witwatersrand, Йоханнесбург).

На основании анкетирования мы получили результаты, демонстрирующие различия в представлениях о социальной ответственности бизнеса в среде южноафриканских госслужащих, представителей посольства России, российских бизнесменов и среди представителей местного населения (эту категорию представляли студенты).

Местное население (студенты)

В 70% респонденты в качестве приоритетной выбирали 1-ю «социально-справедливую» («подконтрольную») модель социальной ответственности бизнеса, в наибольшей степени отражающую мечту о социальной справедливости, в соответствии с которой бизнес подконтролен общественности и отвечает ее интересам: «Бизнес должен быть «прозрачным», т.е. контролироваться обществом в двух основных сферах – в сфере охраны окружающей среды и в соблюдении прав трудящихся». Этот выбор мотивировался необходимостью контроля и предупреждения мошенничества со стороны бизнеса: «Главное – это прозрачность! Никакой жульнический бизнес, который может повредить другим (бедным), не должен быть разрешен». Еще один комментарий к выбору данной модели в качестве приоритетной: «Это для того, чтобы защитить вкладчиков от обмана и мошенничества». Один из респондентов в комментарии к выбору модели №1 подчеркнул, что данная модель может быть взаимовыгодной: «Для бизнеса будет хорошо, если каждый будет отвечать друг перед другом».

Таким образом, можно отметить, что данный выбор в качестве первого, приоритетного, был сделан людьми, далекими от бизнеса, к тому же с явной установкой на то, что бизнес изначально склонен к обману и мошенничеству. Таким образом, выбор модели №1 можно считать вариантом «конфронтации» между бизнесом и общественностью.

Второй предпочитаемой моделью социальной ответственности бизнеса оказалась социально-ориентированная «смешанная» модель №2 («Бизнес должен быть социально–ориентированным: участвовать в социальных и благотворительных проектах») – на предпочитаемые первое и второе место эту модель поставили более 60% респондентов, прокомментировав это следующим образом: «Бизнес должен помогать тем, кто нуждается»; «Социальная ответственность важна, так как из нее вырастают социальные программы и развиваются сообщества»; «И другие люди тоже должны что-то получить с бизнеса»; «Компании должны делиться с сообществами». И снова мы видим здесь представления о социальной справедливости, о том, что бизнес должен «делиться» и «помогать нуждающимся».

«Сверх-нормативная «меценатская» модель №5 («Социальная ответственность бизнеса должна включать в себя, прежде всего, личную инициативу людей бизнеса в социальной сфере, благотворительность, помощь наименее защищенным группам людей и конкретным людям») оказалась в среднем диапазоне выборов (около 40% респондентов), и связано это с недоверием людей к бизнесу: «мы не можем положиться на личную ответственность богатых бизнесменов, это надо регулировать»; «Бизнес может быть вовлечен в благотворительность, но его основная цель-это прибыль».

В среднем диапазоне (3-4 ранг) оказалась скандинавская модель №3 («Бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство эффективно распределять эти налоги, в том числе на социальные нужды»). Здесь, несмотря на проходящие красной нитью через все исследование представления о социальной справедливости («Бизнес должен делиться богатством, должен нести доход людям, а не только элите»; «Нам необходимо избегать несправедливости в бизнесе, когда большие акулы получают больше, чем трудолюбивые работники» и «Они должны платить налоги, чтобы остальные, кто не в бизнесе, смогли бы тоже начать какой-нибудь бизнес») мы видим и точку зрения, близкую к мнению представителей бизнеса: «Я не согласен с тем, что налоги должны изыматься резко, они должны изыматься умеренно»; «Только так и правильно».

В среднем диапазоне со смещением к отвергаемому оказалась англо-саксонская модель №4 (Ответственность бизнеса перед обществом должна ограничиваться уплатой налогов, созданием рабочих мест, выплатой заработной платы и соблюдением условий труда). По мнению респондентов, «Ответственность бизнеса не должна быть ограничена», кроме того, в комментариях подчеркивается, что обязательно «Нужно создавать рабочие места и бизнес тоже должен быть ответственен».

Англо-американская жестко-прагматическая модель № 6 «Сутью социальной ответственности бизнеса является обеспечение прибыльности предприятия и ответственность перед акционерами, Все остальное является дополнительной нагрузкой на бизнес, снижающей его эффективность») была отвергнута более чем в 70% случаев, причем с очень эмоциональными комментариями: «нет, нет, нет!!! Бизнес должен помогать народу!», «Сплошная жадность и обогащение!».

Итак, местным населением отвергаются «англо-саксонские» модели, далекие от представлений африканского населения о социальной справедливости. Это очень ценная информация для переговоров. Понимая социальные представления населения, мы можем вести переговоры на уровне системы ценностей страны-партнера, соответствовать их ожиданиям, а это способствует установлению отношений доверия и взаимопониманию.

Сотрудники посольства.

Выступивший в качестве эксперта сотрудник посольства Намибии В.С., прежде всего, подчеркнул необходимость взаимодействия бизнеса и государства в решении социальных задач и взаимоподдержку по принципу «ты мне, я-тебе»: «Ответственность государства перед бизнесом состоит в создании условий для его нормальной работы через принятие соответствующих законов, ликвидации ненужных административных барьеров и т.д. А ответственность бизнеса – это помощь государству в решении социально-экономических вопросов». При ранжировании моделей социальной ответственности бизнеса данным экспертов получились следующие результаты:

1 и 2 место соответственно («скандинавская») «Бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство эффективно распределять эти налоги, в том числе на социальные нужды» и («англо-саксонская») модели «Ответственность бизнеса перед обществом должна ограничиваться уплатой налогов, созданием рабочих мест, выплатой заработной платы и соблюдением условий труда». Эксперт, как представитель государственной власти, и в выборе приоритетных моделей социальной ответственности бизнеса исходил из необходимости эффективного взаимодействия государства и бизнеса.

3 и 4 место («срединный диапазон») занимают модель № 1 «социально-справедливого», прозрачного и подконтрольного бизнеса, а также «модель №5, сверхнормативная модель меценатства, или «личной инициативы».

Последние, 5 и 6 ранговые места принадлежат «смешанной» социально-ориентированной модели №2 и жесткой «асоциальной" модели №6.

Также были опрошены сотрудники посольства России в ЮАР (Претория) и и Генконсульства РФ в Кейптауне. Картина очень похожая. Самым главным сходством можно считать единодушное присвоение первого ранга «смешанной» модели социальной ответственности, в которой государству отведена четкая роль в регуляции взаимоотношений между бизнесом и обществом (см. модель №3 в таблице), а последнего, шестого ранга – жесткой «асоциальной» модели («6 в рейтинговой таблице). В промежуточный, срединный диапазон (ранговые номера 3 и 4) у всех опрошенных нами представителей российского посольства и Генконсульства попали модель «социальной справедливости» и «сверх-нормативная» «меценатская». Именно в этих двух моделях государство практически исключено из процесса взаимодействия с бизнесом и не выполняет своей посреднической роли между бизнесом и обществом: в первом случае само общество напрямую контролирует бизнес, а в «меценатской» модели вся социальная ответственность сведена к личной инициативе людей бизнеса. Единственное различие в ответах экспертов – представителей МИД РФ в ЮАР и Намибии касалось двух моделей социальной ответственности: смешанной и англо-саксонской. В отношении этих моделей мнения у экспертов различались (колебания между 2 и 5 рангом), что в контексте данного исследования, в целом, не представляется существенным.

Российский бизнес в ЮАР и Намибии.

Здесь мы получили результаты, которые вводят нас в проблемную зону взаимодействия с африканскими партнерами, то есть в зону потенциального непонимания и рассогласования интересов. Были опрошены представители крупнейших российских компаний, работающих на африканском рынке.

Практически все опрошенные российские бизнесмены (16 человек) – на самом деле гораздо больше - присвоили самый высокий ранг (1 и 2) «асоциальной» прагматической модели («Сутью социальной ответственности бизнеса является обеспечение прибыльности предприятия и ответственность перед акционерами. Все остальное является дополнительной нагрузкой на бизнес, снижающей его эффективность») (см. модель №6 в рейтинговой таблице) и «сверх-нормативной» модели, где сам бизнесмен по личной инициативе принимает решение о благотворительности и социальной помощи незащищенным социальным группам и конкретным людям (см. модель № 5). Главная причина данного выбора, фактически, анти-коррупционная: помощь должна найти адресата, а не быть разворованной. На последние места в рейтинговом списке единогласно попали «скандинавская» модель, связанная с высокими налогами и сильно выраженной ролью государства (модель № 3 в рейтинговом списке), а также «социально-справедливая» модель полной прозрачности и подконтрольности бизнеса (модель №1), что, в целом, видится вполне логичным. В срединном диапазоне (3 и 4 ранг), как и в ответах представителей российского посольства, оказались «смешанная» (№2) и «англо-саксонская» (№4) модели социальной ответственности бизнеса.

Сотрудники государственных структур ЮАР и Намибии, специализирующихся в области международных бизнес-отношений (Государственная Палата промышленности и торговли Намибии (Виндхук) и ЮАР (Кейптаун).

Если сопоставить данные, полученные при опросе представителей российского бизнеса с ответами представителей Государственной палаты Промышленности и торговли ЮАР и Намибии, то мы увидим противоположную картину. Эти ответы характеризуют представления местных госслужащих в области международных деловых отношений о востребованных в странах Юга Африки формах социальной ответственности. Их ответы – это, фактически, ожидания в области участия иностранных инвесторов в решении социальных проблем африканских стран. Кроме того, мнения достаточно высокопоставленных сотрудников государственных учреждений во многом совпали с ответами опрошенных чернокожих студентов Университетов, которые мы привели выше.

Так, предпочитаемыми моделями (1 и 2 ранг) оказалась, прежде всего, «сверх-нормативная» «меценатская» модель социальной ответственности бизнеса («Социальная ответственность бизнеса должна включать в себя, прежде всего, личную инициативу людей бизнеса в социальной сфере, благотворительность, помощь наименее защищенным группам людей и конкретным людям»), на второе место была поставлена «социально-справедливая» модель социальной ответственности («Бизнес должен быть прозрачным т.е. контролироваться обществом в двух основных сферах – в сфере охраны окружающей среды и в соблюдении прав трудящихся»). Вспомним, что именно эту модель большинство опрошенных студентов поставило на первое место как наиболее предпочитаемую).

В качестве единогласно отвергаемой модели была названа «асоциальная» прагматическая модель, де-факто не имеющая отношения к социальной ответственности бизнеса (так же поступили и практически все опрошенные африканские студенты). А ведь именно эту модель поставили на 1 место представители крупного российского бизнеса, ведущего бизнес в Африке и планирующего расширять свое деловое присутствие в странах африканского Юга! Кроме того, африканские государственные служащие отвергли также и классические «англо-саксонскую» и «скандинавскую» модели социальной ответственности бизнеса, объяснив это тем, что «бизнес должен делать гораздо больше, чем просто платить налоги и создавать рабочие места».

В целом, по мнению как африканских студентов, так и представителей государственных и деловых кругов африканских стран, иностранный бизнес, приходящий в Африку, должен включаться в процесс решения социальных проблем африканских стран и таким образом «оплачивать» возможность вести бизнес в Африке и иметь отношение к ее ресурсам. При этом это участие предполагается не как формальная уплата налогов (это и так предусмотрено законом и является необходимым условием ведения бизнеса в Африке, впрочем, как и в любой другой стране), а как реальные действия, которые помогут Африке решить вопросы создания рабочих мест, строительства жилья, вопросы образования и здравоохранения, чрезвычайно остро стоящую в африканских странах проблему обеспечения местного населения питьевой водой и электроэнергией, а также вопрос подготовки местных кадров посредством обучения и передачи технологий.

Российский бизнес, идущий в Африку, должен представлять себе, насколько болезненными являются там вопросы, связанные с социальной сферой. Они должны уметь говорить с представителями местного бизнеса и государственными чиновниками, представляя себе то проблемное поле, в котором им предстоит работать. Им следует самим поднимать вопросы, связанные с участием России в решении социальных проблем Африки, используя и поддерживая еще существующий, но постепенно исчезающий там имидж России как социального государства. Им нужно, не повторяя ошибок своих предшественников, относиться к нашим африканским партнерам с уважением и пониманием, и, планируя те или иные шаги в области социальных проектов, советоваться с представителями власти на местах.

Выводы

В целом, можно сказать, что представления о «правильных» моделях социальной ответственности бизнеса у африканцев несколько идеализированные, завышенные и, мы бы сказали, наивно-романтические, связанные с общим представлением о «социальной справедливости». У опрошенных представителей российского бизнеса эти представления можно назвать «цинично-прагматическими» (хотя есть и исключения, их представляют люди, которые действительно знают и любят Африку и относятся к ней, извините за резкость, без презрения и чванства). У представителей работников посольств РФ в странах Африки они достаточно реалистические и, что стоит особо отметить, в них подчеркивается роль тесного взаимодействия бизнеса и государства, причем государству отводится регулирующая роль. Это хороший вариант, и в сложившихся условиях именно он может способствовать эффективной работе российского бизнеса на африканском континенте.

От России ждут серьезной помощи в решении социальных проблем. И рефреном звучит вопрос: почему Вы не приходите? Пока у власти остались люди, получившие образование в СССР. У нас все еще есть «запас прочности», репутационный кредит, заложенный в годы национально-освободительной борьбы африканских стран против колониализма и в последовавшие за этим годы дружбы, сопровождавшиеся серьезной помощью с нашей стороны. Но ситуация меняется, лояльные по отношению к нашей стране люди уходят. Эксплуатировать прошлые заслуги бесконечно нельзя, нужно искать новые точки соприкосновения и новую основу для сотрудничества, которая будет соответствовать как нашим стратегическим и геополитическим интересам, так и логике «африканского развития». Сейчас именно бизнес с помощью предоставленной ему научно-обоснованной информации и данных конкретных эмпирических «полевых» исследований может построить свои отношения с государственными и деловыми структурами африканских стран так, чтобы соответствовать представлениям наших африканских партнеров о «правильной» модели социальной ответственности приходящего в их страну иностранного бизнеса. И знание этих предпочтений может сделать нас сильней в переговорах и в получении преимуществ в конкурентной борьбе за влияние на африканском континенте.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант №09-03-00674 а/р «Взимодействие бизнеса и государства в продвижении образа России как социального государства в странах Африки»

[1] http://www.vevivi.ru/best/Rossiiskii-opyt-sotsialnogo-gosudarstva-ref693...

[2] См: Чиркни В.Е. Конституционное право зарубежных страню. М., 2008.

[3] Калашников С.В. Становление социального государства в России . М., 2003. С.17.

[4] Барбашин И.В., Федотовская Т.А., Титов С.Н. Аналитический вестник // Совет Федерации РФ. М., № 26 (278). 2005.

[5] См: подробнее: Андрунакиевич А. Н. Социальная ответственность бизнеса: теория и российская практика // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 15. 2008.

[6] Сборник документов «Позиции РСПП». М., 2006.