Россия и ислам: цивилизационный диалог (2006–2008)

"Россия и ислам: цивилизационный диалог" (2006–2008)

Проект осуществляется при финансовой поддержке РГНФ № 06-01-02062а.

Руководитель проекта: Саватеев А. Д., д.и.н., ученый секретарь Научного совета РАН по проблемам экономического, социально–политического и культурного развития стран Африки, с.н.с. ЦЦРИ ИАф РАН.
Исполнители: Бондаренко Д. М., д.и.н. зав.сектором культурной антропологии ЦЦРИ ИАф РАН; Васильев А.М., директор ИАф РАН академик РАН, Коротаев А.В., д.и.н., директор Центра антропологии Востока РГГУ, в.н.с. ЦЦРИ ИАф РАН; Нестеров Ф.Ф., к.филол.н., с.н.с. ЦЦРИ ИАф РАН, Cледзевский И.В., д.и.н., директор ЦЦРИ ИАф РАН, Халтурина Д.А., к.и.н., руководитель группы мониторинга стратегических рисков ЦЦРИ ИАф РАН.

Ключевые понятия: Россия, ислам, цивилизационная идентичность, этноконфессиональные и культурные образы, межцивилизационный диалог, факторы и механизмы формирования браза России

Краткая аннотация: Исследование взаимоотношений России и мира ислама в современный период и в прошлом. Основной предмет изучения – образ России в представлениях мусульман зарубежья и иностранных приверженцев ислама, проживающих в нашей стране. Проект предполагает изучение истории формирования и современных особенностей образа России и россиян в трех влиятельных исламских государствах – Танзании, Египте и Нигерии. Эти страны обладают особым влиянием в мусульманском мире, будучи центрами исламской цивилизации в своих регионах, имея наибольшее число приверженцев ислама и самый значительный и экономический потенциал. Результаты исследования будут иметь значение для развития теории межцивилизационного взаимодействия, будут представлены в виде научно-практических рекомендаций по налаживанию и совершенствованию механизма связей с мусульманским миром и нейтрализации угроз исламского экстремизма, а также будут использованы в преподавании курса истории исламской цивилизации и политологии стран Африки и Азии.
Научная проблема, на решение которой направлен проект – факторы и механизм формирования образа России и ее граждан в исламских странах в современном и историческом контекстах.
Актуальность проблемы: в области цивилизационных исследований последних лет преобладает представление о "столкновении цивилизаций" как об основной форме их современного взаимодействия. Однако практика Российской империи и Советского Союза свидетельствует о в целом позитивном характере их отношений с исламским миром – как за пределами, так и внутри государства. В этой связи актуальное значение приобретает изучение факторов, механизмов, направленности того диалога, ведение которого может способствовать улучшению образа России в глазах мусульман.
Задача исследования – изучение предпосылок, инструментов и механизмов, способствующих формированию благоприятного образа России и российских граждан в мусульманском мире в целом и определения особенностей, облегчающих создание этого образа в условиях конкретной страны, а также перспектив и условий его позитивной трансформации.
Новизна поставленной задачи заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной науке ставится задача изучения целостного образа нашего государства и его граждан в сознании представителей иной цивилизационной системы. История взаимоотношений России с исламской цивилизацией имеет тысячелетнюю историю, однако механизм их взаимной адаптации, взаимные ограничения на трансцендентном и экзистенциальном уровнях, способствовавшие обоюдному познанию и возникновению взаимопонимания, практически не затрагивались.
Впервые в отечественной науке поставлена задача систематического изучения целостного образа нашей страны и ее граждан в сознании мусульманской общины, представляющей в значительной мере иную цивилизационную систему, иные исходные точки зрения по сущностным вопросам бытия, организации общественной жизни, взаимоотношений общества и государства, индивида и общества. Сложность изучения данной проблемы состоит и в том, что ислам является частью российской реальности, он присутствует в плоти нашего общества, что и упрощает задачу, и одновременно вносит категориальные изменения в «чистоту эксперимента». Хотя история взаимоотношений ислама с Россией имеет долгую историю, их культурные и социопсихологические аспекты в целом до сих пор оставались неисследованными.
Подходы и методы исследования, план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты. В исследование заявленной проблемы положен цивилизационный подход в духе принципов, изложенных в работах Ш. Эйзенштадта, А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокина, Б.С. Ерасова и др. В качестве методов планируется использовать экспертные интервью с влиятельными бщественными и политическими деятелями, журналистами, активно способствующими формированию и поддержанию образа современной России в своих странах, религиозными лидерами, студентами и выпускниками отечественных вузов, мусульманами-иностранцами, проживающими в России. Будет применяться и анкетирование, особенно среди рядовых мусульман. Также предполагается изучение содержания и характера информации о России, излагаемой в материалах мусульманской и светской прессы исламских стран, в передачах телевидения, с применением методов контент- и интент-анализа. Проведение интервью (формализованных и неформализованных, в том числе глубинных) предполагается как среди мусульман-иностранцев, проживающих в России (журналистов, студентов, бизнесменов и т.д.), так и в ходе планируемых командировок в Нигерию, Танзанию, Египет. Существенную роль призван сыграть и личный, пережитой опыт общения с азиатскими и африканскими мусульманами – в студенческих аудиториях и в ходе выступлений перед общественными деятелями, - который предстоит обобщить.
Результаты исследования, полученные в 2006 г.: Анализ собранных в 2006 г. научных материалов позволил участникам проекта прийти к ряду выводов, которые найдут более полное отражение и обоснование в опубликованных и готовящихся к печати работах.
Публикации: 1) Cаватеев А.Д. Цивилизация: реальность и смысл понятия //Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы. Международная научная конференция. СПб., 4-6 апреля 2006 г.: Доклады и материалы.– СПб., Изд-во Петербургского университета, 2007. – С. 105–115. 2) Нестеров Ф.Ф. Цивилизационный треугольник: Запад, Исламский мир, Россия // Наш современник. 2007, № 1. – С.168–197.