20 марта 2024 года Научный семинар ЦЦРИ ИАфр РАН «Постколониальный цивилизационный транзит»

300 лет РАН

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Отделение глобальных проблем и международных отношений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ИНСТИТУТ АФРИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


30/1 ул. Спиридоновка, Москва, 123001
Тел. (495) 690-27-52
Факс: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru



30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001
Tel. (495) 690-27-52
Fax: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru/en

КОМИССИЯ ПО СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРОБЛЕМАМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО СОВЕТА «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ РАН

20 марта 2024 года

ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ

20 марта 2024 года Центр цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и Комиссия по социальным и культурным проблемам глобализации Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН провели заседание совместного научно-исследовательского семинара «Постколониальный цивилизационный транзит». Вел семинар со-руководитель Комиссии, заместитель заведующего кафедрой востоковедения и арабистики РУДН им. Патриса Лумумбы, профессор, д.и.н. В.И. Белов.

Со вступительным словом о цели и задачах семинара выступил д.и.н., ведущий научн. сотр. Института Африки РАН, заведующий ЦЦРИ И. В. Следзевский.

С пленарным докладом «Постколониальность как лейтмотив и ландшафт цивилизационного транзита» на первом заседании семинара выступил председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, ст. научн. сотр. ЦЦРИ ИАфр РАН А. И. Неклесса. Докладчик сосредоточил свое внимание на методологических и прогностических аспектам актуального цивилизационного транзита. В новейшей истории бывший колониальный мир и его обитатели совершили и совершают комплексный транзит: (а) переход от традиционного общества к современному социальному строю; (б) освоение результатов деколонизации и суверенизации; (в) диверсификацию форм соприсутствия в трансграничном планетарном сообществе. Код продвижения от традиционного уклада к современному строю включает в себя ряд поворотных моментов в ходе политической и социокультурной трансформации. Проанализировано значение постколониальности как одного из «больших вызовов» современности и междисциплинарного направления исследований, а в русле дискуссий о цивилизационном транзите – важного идейного ориентира социальных движений. Постколониальная проблематика опознается сегодня во все более широком круге явлений и становится влиятельным сюжетом, существенным элементом той силы, которая воздействует на формулу и результат исторического переворота не только в региональном ракурсе былого «третьего мира», но и в глобальном измерении. В антропологическом космосе в процессе изменения его демографической размерности и этно-расового баланса складывается многочисленное, активное, «не имеющее отечества» номадическое сообщество, не укладывающееся в прокрустово ложе географической локализации и национальной государственности, продвигающееся к синтезу с постсовременностью.

Заседание завершили ответы А.И. Неклессы на вопросы участников семинара.

Обсуждению теоретических и практических вопросов постколониального транзита Африки было посвящено второе заседание семинара. С докладами по этим вопросам выступил ряд сотрудников ЦЦРИ.

Е. В. Харитонова, к. психол. н., ст. научн. сотр. ЦЦРИ ИАфр РАН, посвятила свой доклад «Субъектность и картина мира в постколониальном контексте» вопросам субъектности постколональных представлений и роли ее необходимой, интегрирующей составляющей – картины мира. Обретение субъектности и суверенитета сегодня является одним из основных устремлений Африки, что отражено в документе Африканского Союза «Повестка -2063». Если понимать картину мира как сложившуюся на конкретном этапе развития человека или социума совокупность представлений и мнений о структуре действительности, о способах ее функционирования и изменения, а также о собственном месте и предназначении в этой действительности, то картина мира определяет самоопределение человека, в том числе влияет на проявление такого качества, как субъектность. Картина мира бывает индивидуальной и коллективной, она формируется на основе мировоззренческих принципов и интегрирует знания, опыт и базовые установки. Картина мира может формироваться стихийно или целенаправленно, она зависит от системы социальных, культурных, политических условий (контекста). В докладе были рассмотрены факторы формирования индивидуальной и коллективной картины мира, такие, как воспитание, образование (например, обучение африканских студентов в ВУЗах СССР и России), воздействие образов искусства («Из всех искусств для нас важнейшим является кино»), воздействие средств массовой информации. Был затронут вопрос о применении различных психологических и социальных технологий (например, «Окна Овертона») в формировании картины мира. Был сделан вывод о том, что нельзя говорить о подлинной суверенности (личности, социума, государства), если формирование картины мира находится за пределами нашего контроля.

На сложность и противоречивость переходных процессов африканского цивилизационного развития обратил внимание к. ист. н., ст. научн. сотр. ИАфр РАН Р. С. Бобохонов, посвятив этой проблеме свой доклад «Направление постколониального цивилизационного транзита в Африке». По мнению докладчика, на сегодняшний день нет краткого и однозначного определения понятия «постколониальный цивилизационный транзит». Даже в рамках широкого определения этого понятия продолжаются дискуссии о содержании постколониального перехода. Не определено главное направление африканского постколониального транзита. Транзит куда? Движение в сторону западной модели мироустройства или собственного африканского возрождения? Цивилизационный транзит в Африканских странах в постколониальный период продвигается в обоих этих направлениях. Национальные государства не состоялись. Западные институты государственной власти существуют номинально. Институт президентской власти как форма авторитарного правления легитимируется несвободными выборами. Тем не менее, западные неправительственные фонды, религиозные, образовательные и благотворительные организации стремятся продвигать либеральные ценности. Транснациональные компании продолжают осваивать и вывозить природные богатства африканских стран в рамках неоколониальной системы, навязываемой африканским странам. В то же время в сельской местности сохраняется традиционный уклад жизни, возрождаются архаичные элементы хозяйства, материальной и духовной культуры африканских народов. И, больше того, принцип общинности становится главным параметром африканской идентичности.

Выбор пути африканского постколониального цивилизационного транзита как проблему избрания той или иной картины мира в ее мировоззренческом значении представил к. ист. н., ст. научн. сотр. ЦЦРИ ИАфр РАН С. А. Мозговой в докладе «От наследия колониализма к суверенитету и развитию через общую картину мира». Если в развитых странах Севера в последние десятилетия мы наблюдаем переход к постиндустриальному и информационному (цифровому) обществу, то большинство африканских стран сегодня продолжает ощущать на себе наследие колониализма и политику неоколониализма со стороны отдельных внешних акторов, что продолжает тормозить их развитие. Здесь неравновесность и хаотизация исторических процессов способствует эрозии неразвитых государственных институтов (прежде всего в авторитарных африканских странах) и способствует их дезинтеграции в результате вооруженных конфликтов. Перед отдельными африканскими странами стоит вопрос выбора своего будущего и путей его достижения с учетом сохранения, а порой и формирования своей идентичности. Этому способствует осмысление своей истории и обретение своего места на континенте. Роль исторической памяти антиколониальной борьбы служит осознанию собственной субъектности, а формирование африканской идентичности способствует осознанию идеи «Африканским проблемам – африканские решения». И здесь важное место занимает видение современной картины мира элитами и народами разных африканский стран. Безусловно, у людей, получивших разное образование (а также не получивших оного) и воспитание, совершенно разное мировоззрение и, следовательно, иная картина мира. И Африка здесь не исключение. Напротив, мир Африки весьма многообразен. И успешный цивилизационный транзит от наследия колониализма к суверенитету и развитию может и должен идти с учетом этого многообразия, которое на самом деле своим многоцветием обогащает современную культуру африканских стран. Это может способствовать и развитию политической культуры, являющейся важным условием развития и становления постколониальных государств в ходе цивилизационного транзита. Однако этот транзит не может успешно протекать без соблюдения ряда условий и факторов, среди которых важнейшее место занимают мир, образование, правовая система, наличие (создание) работающих государственных и общественных институтов вместо существующих симулякров и т.д. Отдельная тема – это содержание образовательных и воспитательных программ, отвечающих интересам независимого национального и политического развития и, одновременно, опирающихся на научные достижения человечества. Последние позволяют африканским народам видеть широкую цивилизационную картину мира и свое место не только на политической карте мире, но и в семье землян.

Вопросам понятийного аппарата изучения постколониального цивилизационного транзита уделил внимание С. Д. Васильев, мл. научн сотр. ЦЦРИ ИАфр РАН, в докладе «Понятие государства-цивилизации в условиях постколониального многополярного мира». Вопросы идентичности и суверенитета в ситуации формирования нового миропорядка требуют поиска новых понятий и универсальных дефиниций. Цивилизационные компоненты при этом играют ключевую роль в формировании концепций внешней и внутренней политики постколониальных стран. Однополярный мир породил целый ряд государств, которые сумели в результате последовательной деколонизации сохранить свою самостоятельность в условиях жесточайшего давления Запада и вывести идеи цивилизационной самоидентификации на глобальный уровень. Понятие государства-цивилизации дает возможность конструировать политическую идентичность и формировать внешнеполитический курс на основе утверждения и соблюдения принципов равенства и уважения интересов, культурно-цивилизационной самобытности крупных культурно-исторических общностей и государств. Отличительной особенностью данного подхода представляется целесообразным считать фактор объединения множества этносов и их вклад в общую культуру, благодаря чему возможно выстраивание межцивилизационного диалога. Таким образом, понятие государства-цивилизация позволяет объединить не только различные этносы, но и территории, верования.

В дискуссии по теме семинара приняли участие сотрудники Института Африки И. В. Следзевский, Р. С. Бобохонов, С. Д. Васильев, С. А. Мозговой, Т. Р. Хайруллин, Е. В. Харитонова и другие.

С заключительным словом выступил координатор мероприятия В. И. Белов.

Подвел итоги заседания семинара «Постколониальный цивилизационный транзит» И. В. Следзевский.

Семинар прошел в очном режиме в конференц-зале Института Африки.