Президентские выборы 2021 г. и политическая ситуация в Гамбии

Актуальный комментарий

Gambia's president-elect Adama Barrow waves to his supporters after he gives a victory speech in Banjul, Gambia December 5, 2021. Picture taken December 5, 2021. (REUTERS)

4 декабря 2021 г. в Гамбии состоялись президентские выборы. Главой государства на второй срок был избран действующий президент – 56-летний Адама Бэрроу. Кандидат от правящей Национальной народной партии (ННП), он получил 53,23% (457 519) голосов избирателей, намного опередив своего главного соперника, 73-летнего лидера Объединенной демократической партии (ОДП), юриста-правозащитника Усайну Дарбо, завоевавшего 27,72% (238 253) голосов. За президентский пост боролись 6 кандидатов. Явка на выборы, несмотря на пандемию коронавируса, была самой высокой в истории постколониальной Гамбии – 89,3% (всего было зарегистрировано 962 157 избирателей).

Глава государства избирается в одном туре относительным большинством. Интересно, что голосование в стране из-за неграмотности почти половины взрослого населения осуществляется весьма своеобразным способом: пришедшему на участок избирателю выдается стеклянный шарик, который тот – в кабине для голосования – бросает в одну из урн с прикрепленной к ней фотографией кандидата. По завершении голосования Независимая избирательная комиссия пересчитывает шарики и объявляет победителя.

Международные наблюдатели признали выборы «честными и справедливыми».

Результаты голосования были оспорены четырьмя лидерами оппозиции, в том числе Дарбо, сторонники которого организовали в столице страны Банжуле акции протеста, разогнанные полицией с применением слезоточивого газа. В целом же в ходе выборов (и в этом немалая заслуга Бэрроу, имеющего репутацию «снисходительного» лидера) гамбийцы могли открыто поддерживать своих кандидатов, СМИ – свободно публиковать материалы любого толка, а оппозиционные партии – бесплатно использовать эфирное время на государственном телевидении. Действительно, при Бэрроу в Гамбии заметно улучшилась ситуация с соблюдением прав человека; произошло расширение гражданских свобод; больше молодежи и женщин пришло в политику, участвуя в качестве кандидатов в парламентских выборах и в выборах в местные органы власти.

Бэрроу, безусловно, использовал административный ресурс и победил прежде всего как претендент на законный второй срок президентства, что намного проще, чем одержать победу в первый или, напротив, в третий-четвертый раз, произвольно изъяв из конституции пункты об ограничении числа сроков пребывания на высшем государственном посту, как это происходило во многих других африканских странах. Для Бэрроу «законность» его выдвижения на второй срок была особенно важной, так как, несмотря на определенные достижения режима, недовольство правлением нынешнего президента растет, а база поддержки – сужается.

В качестве главной заслуги Бэрроу гамбийцы и сейчас, по прошествии пяти лет, рассматривают избавление их в 2016 г. – в ходе сложных выборов, вылившихся в политический кризис, – от более чем 20-летней (1996–2017 гг.) диктатуры Яйя Джамме (нынешний президент тогда получил 43,3% голосов, бывший – 39,6%), правление которого ознаменовалось бесчисленными произвольными арестами, насильственными исчезновениями и казнями без надлежащего судебного разбирательства.

Однако Бэрроу-президент столкнулся с нарастающей критикой его политики, так как не выполнил большинства обещаний, данных им в 2016 г. Среди них, например, – проведение полномасштабного судебного преследования тех, кто несет ответственность за злоупотребления предыдущего режима: Бэрроу последовательно уклоняется от принятия соответствующих решений, понимая, что это коснется многих представителей правящей группы, приведет к конфликту и создаст угрозу его правлению. Более того в сентябре 2021 г. ННП сначала заключила предвыборный союз, а затем создала коалицию с партией Джамме Альянс за патриотическую переориентацию и созидание (АППС). Безусловно, подобная акция Бэрроу – лидера правящей партии – являлась предвыборной уловкой президента; Джамме, находящийся в ссылке в Экваториальной Гвинее, даже заявил, что решение было принято без его ведома и что его сторонники сформировали новую партию – Движение «Нет альянсу» (No Alliance Movement), отколовшуюся от АППС и выступавшую против союза, но совершенно ясно, что пакт снизит шансы на судебное разбирательство дел виновников репрессий.

Стремление Бэрроу, который, кстати, является дальним родственником Джамме, заручиться поддержкой хотя бы части соратников бывшего президента, сохранившего заметное влияние на происходящие в стране события, можно было бы рассматривать как «разумную» предвыборную стратегию, если бы глава государства в результате не оказался меж двух огней: с одной стороны, противников Джамме, жаждущих мести за злоупотребления его режима, с другой – сторонников бывшего президента, прежде всего военных, уволенных при нынешнем правительстве из армии в рамках незавершенной реформы силовых структур и нацеленной лишь на то, чтобы очистить вооруженные силы от опасных оппонентов.

На самом деле Адама Бэрроу (род. 18 февраля 1965 г.) – случайный человек на посту президента, можно сказать, оказавшийся в 2016 г. «в нужное время в нужном месте», когда многие граждане страны, особенно пострадавшие от репрессий, были готовы проголосовать за кого угодно, пообещавшего им «спокойную» жизнь, лишь бы не за Джамме. Между тем бывший менеджер по продажам в гамбийской торговой компании, получивший высшее образование в Лондоне, где изучал вопросы торговли недвижимостью, одновременно работая охранником в магазине, вернулся в Гамбию в 2006 г., чтобы основать собственную риэлторскую фирму. До 2016 г. Бэрроу не занимал выборных партийных должностей; свой первый шанс войти в большую политику он получил в сентябре 2016 г., когда весь исполком оппозиционной ОДП, членом которой он был, оказался по указанию Джамме в тюремном заключении. Бэрроу тогда возглавил коалицию из 7 партий, противостоявших правительству.

Пообещавший восстановить членство Гамбии в Содружестве, из которого она вышла в 2013 г., возобновить юрисдикцию на территории страны Римского статута и побороть коррупцию, Бэрроу во время политического кризиса, возникшего после выборов 2016 г. (Джамме опротестовал итоги голосования и отказывался уйти в отставку), получил убедительную поддержку мирового сообщества в лице ЕС, ЭКОВАС, АС, США и т.д. Безусловно, Запад, как и гамбийцы, «устал» от Джамме, постоянно выступавшего с нелепыми и опасными инициативами, а Бэрроу, четыре года прожившего в Великобритании, считал «своим», поэтому международные финансовые институты выделили большие средства «на цели миростроительства» в этой небольшой африканской стране, а Евросоюз профинансировал не только развертывание в 2017 г. миротворческого контингента Миссии ЭКОВАС в Гамбии (ЭКОМИГ), но и многомиллионные проекты развития. В 2018 г. на реализацию Национального плана развития Гамбии (2018–2021 гг.) западными донорами было решено предоставить средства в размере 1,7 млрд долл.

Между тем относительная стабилизация внутриполитической обстановки и внешние финансовые вливания в экономику не привели к повышению уровня жизни рядовых гамбийцев. Напротив, начатые при попустительстве властей приватизация сельскохозяйственных угодий и изъятие крупными фермерами у местных общин (75% гамбийцев живет за счет сельскохозяйственного производства) исконно принадлежавших им земель, а также использование пахотных площадей в коммерческих целях (например, для добычи песка) привели к дальнейшему обнищанию сельского населения.

Для большинства граждан главной проблемой остается ежедневная борьба за выживание: около половины из 2,4 млн гамбийцев проживают за чертой бедности. Углубляется пресловутый разрыв между «богатыми» и «бедными», хотя экономика, зависящая как от туризма (объем которого резко сократился), так и от экспорта арахиса, морепродуктов и реэкспорта европейских товаров, не столь серьезно, как можно было бы ожидать, пострадала во время пандемии COVID-19. Темпы роста ВВП снизились с 6,6% в 2018 г. до 6,3% в 2020 г., т.е., учитывая обстоятельства, можно сказать, что совсем незначительно, хотя за тот же период заметно поднялись цены на продукты питания.

Как одну из важнейших задач правительства в 2016 г. Бэрроу обозначил создание большого числа рабочих мест для молодежи. Однако уровень безработицы для этой категории граждан, как и по стране в целом, повысился с 9% в 2012 г. до 26% к концу 2021 г., что, безусловно, отчасти было связано с пандемией, но и в доковидный период не произошло обещанного строительства новых промышленных предприятий. В свою очередь, отсутствие экономических возможностей выталкивает молодых гамбийцев из периферийных районов в городские центры, где многие из них вербуются исламистами для участия в вооруженных конфликтах на территориях Мали, Нигера, Нигерии и других стран региона или присоединяются к миграционному потоку в Европу.

Справедливости ради следует отметить и некоторые успехи режима Бэрроу: улучшение делового климата, в частности, предоставление налоговых каникул и других льгот местным и иностранным предпринимателям, инвестирующим в строительство и инфраструктуру; начало офшорной добычи нефти, к чему правительство приложило немалые усилия; прокладка, по выражению президента, «многих километров» дорог и возведение ряда инфраструктурных объектов.

В то же время нерешенность земельного вопроса, рост цен и безработицы побудили гамбийцев вспомнить еще об одном невыполненном обещании Бэрроу, данном им перед выборами 2016 г., – в течение трех лет уйти в отставку вместе с переходным правительством. В тот момент заявление об отсутствии намерения монополизировать власть на долгие годы, безусловно, прибавило ему очков при голосовании, тем более что и ситуация была непростой настолько, что трудно было рассчитывать на длительное правление. Но после отъезда Джамме, нейтрализации одних сторонников бывшего президента, кооптации других и относительной стабилизации обстановки в стране, в целом, Бэрроу – по примеру ряда других лидеров африканских стран – посчитал данное обещание не обязательным к исполнению. В декабре 2019 г. оппозиция потребовала от главы государства покинуть свой пост; после его отказа в столице прошли демонстрации протеста, разогнанные полицией, а в сентябре 2020 г. парламентское пропрезидентское большинство заблокировало законопроект, ограничивавший число президентских сроков двумя.

Хотя Бэрроу начал борьбу с коррупцией, попустительство различным злоупотреблениям в его окружении снижает веру граждан страны в искренность намерений президента осуществлять надлежащее руководство. На этом фоне сохраняется поддержка частью гамбийского общества ссыльного Джамме (которому сейчас 56 лет, т.е. он ровесник нынешнего президента и у него впереди долгие годы политической деятельности), что остается для Бэрроу постоянным источником беспокойства.

Во внешней политике нынешнее правительство в основном ориентируется на страны Европы (прежде всего на Великобританию) и Китай, которые являются его главными спонсорами и торгово-экономическими партнерами. Для России, заинтересованной в мирном развитии африканских стран, итоги выборов 2021 г. в Гамбии имеют немалое значение, так как в последние годы – после участия Бэрроу в октябре 2019 г. в Сочинском саммите Россия – Африка и его встречи с В.В. Путиным – произошла некоторая активизация двусторонних отношений, хотя Гамбия занимает всего лишь 155-е место в российском экспорте и 193-е – в российском импорте. Объем товарооборота в период с сентября 2019 по сентябрь 2020 г. составлял 11,6 млн долл. и полностью приходился на РФ, которая ввозит в Гамбию продукты растительного происхождения, текстиль, машины, оборудование и аппаратуру.

Таким образом, избрание в ходе выборов 2021 г. президентом Гамбии Адамы Бэрроу, приход к власти которого Россия приветствовала и в 2016 г., можно рассматривать как событие, благоприятное с точки зрения развития контактов между нашими странами.

Денисова Т.С., к.и.н., в.н.с.,
зав. Центром изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН