Выборы и этнополитическая ситуация в Эфиопии

Актуальный комментарий

Supporters of Ethiopian Prime Minister Abiy Ahmed stand near a banner, as they attend his last campaign event ahead of Ethiopia's parliamentary and regional elections scheduled for June 21, in Jimma, Ethiopia, June 16, 2021. REUTERS/Tiksa Negeri

21 июня 2021 г. в Эфиопии состоялись выборы в парламент и законодательные советы штатов. Никогда еще выборы не проходили в столь неблагоприятной ситуации: политический кризис в стране, война в штате Тиграй, пандемия коронавируса, начавшийся сезон дождей, затруднявший доступ в отдаленные районы. И все-таки выборы состоялись. Первоначально назначенные на 5 мая 2020 г., они были перенесены на 19 августа 2020 г., а впоследствии отменены из-за пандемии. В начале 2021 г. была назначена новая дата – 5 июня 2021 г., однако из-за плохой подготовки срок был перенесен на 21 июня.

 

10 июля Избирком опубликовал окончательные результаты выборов в парламент: победу одержала Партия Процветания (ПП; Prosperity Party), набравшая 436 голосов. Оппозиционные партии Эзема (Ezema) и Национальное движение амхара (НАМА; National Movement of Amhara) набрали каждая по 10 голосов. В результате выборов премьер-министр Абий Ахмед сохранил власть на следующие пять лет. В октябре с.г. будет сформировано правительство.

По ряду причин, связанных с неблагоприятной обстановкой, продолжающимися конфликтами и актами насилия, плохой подготовкой к выборам, приблизительно 20% (100 из 547) избирательных участков не приняли участие в голосовании. Поэтому в штатах Харари и Сомали, а также в некоторых избирательных участках штатов Бенишангул-Гумуз и Гамбелла выборы были перенесены на 6 сентября с.г.

Две наиболее известные оппозиционные партии оромо – Конгресс федералистов оромо (Oromo Federalist Congress), возглавляемый видным политическим деятелем Мерерой Гудина, и Фронт освобождения оромо (Oromo Liberation Front) отказались участвовать в выборах по причине ареста их кандидатов и разрушения офисов их организаций. Лидер Эземы Берхану Нега заявил, что его партия направила в Избирком 207 жалоб после того, как местные чиновники и милиция не допустили наблюдателей в избирательные участки в штате Амхара и Штате южных эфиопских народов. Некоторые национальные и региональные этнические партии, в том числе Совет оппозиционных партий афар (Council of Afar Opposition Parties), требуют проведения перевыборов, ставя под сомнение законность нынешних выборов из-за многочисленных нарушений.

Несмотря на оптимистические высказывания властей по поводу выборов, ситуация в стране не только сложная, но все более ухудшается. И дело не только в войне. Накопилось много проблем, связанных с системой этнического федерализма, ростом этно-национализма, борьбой политических этнических элит за власть, участившимися межэтническими конфликтами, стремлением регионов к большей автономии, а этнических общностей в ряде штатов к самоуправлению, экономическими проблемами, массовой безработицей молодежи и в связи с этим ее недовольством как региональными, так и федерльными властями.

Начавшийся в стране политический кризис после смерти премьер-министра Мелеса Зенауи в 2012 г. и установившийся автократический режим привели к возникновению в ноябре 2015 г. протестных движений, продолжавшихся несколько лет. Протестующие выступали против коррупции, плохого управления, земельных грабежей и главное – засилья тиграй и партии Народный фронт освобождения тиграй (НФОТ; Tigray Peoples Liberation Front). (Правильное название Фронта – Фронт освобождения народа тиграй. К сожалению, в последнее время в СМИ появилось искаженное наименование этой партии – не народа тиграй, а штата: «Народный фронт Тыграя». – прим. автора). Начиная с 1991 г. тиграй, составляющие 6% населения страны, занимали господствующее положение в политике, экономике, вооруженных силах и спецслужбах.

Результатом протестных движений стало изменение политического ландшафта в стране. По существу, произошел бескровный переворот. 2 апреля 2018 г. премьер-министром стал Абий Ахмед. Впервые в истории страны этот пост заняли оромо – самый многочисленный этнос, составляющий более трети населения страны (численность населения Эфиопии в 2021 г. составляла более 117 млн чел.). Начался новый период в истории Эфиопии. НФОТ, правивший в стране до этого времени, утратил свою власть, но не примирился с этим и все последующие годы активно выступал против политики федерального правительства.

Уже в первые дни и недели пребывания у власти Ахмеда Абия были освобождены тысячи политзаключенных, легализованы запрещенные и объявленные террористическими политические партии и группировки, которых пригласили вернуться в Эфиопию, продекларирована решительная борьба с коррупцией, реорганизованы силы безопасности. Кроме того, в сформированном 19 апреля 2018 г. новом правительстве половина постов было предоставлено женщинам. Впервые в истории страны президентом страны стала женщина. Посты верховного судьи, председателя избиркома, главы вновь созданного Министерства мира также получили женщины.

Премьер-министр посетил наиболее конфликтогенные штаты: г. Амбо, где начались протесты, штаты Ахара, Тиграй и Сомали, и всюду разъяснял свою политику, призывая к примирению и толерантности. Состоялись визиты в соседние государства. 9 июля 2018 г. состоялось знаменательное событие: был подписан мирный договор с Эритреей, положивший конец 20-летней войне, унесшей тысячи жизней. Ахмеду Абию была присуждена Нобелевская премия мира.

Тем не менее, за последние годы в Эфиопии участились межэтнические конфликты (в Эфиопии насчитывается более 80 этнических групп). В стране, по данным международных правозащитных организаций, насчитывается более 2 млн внутренне перемещенных лиц. Этническая политическая элита борется за власть и ресурсы. В 2021 г. особенно тревожная ситуация сложилась в штатах Бенишангул-Гумуз и Оромия, откуда насильно изгонялись амхара, обострилась ситуация в штате Амхара.

В стране усилились центробежные тенденции. Особенно напряженная обстановка сложилась в Штате южных эфиопских народов, самом этнически сложном регионе. По официальным данным, в нем насчитывается 56 только титульных национальностей, не считая огромного количества нетитульных. Самый многочисленный народ штата – сидама – уже давно требовавший создания собственного штата вместо зоны, добился желаемого. Собственных штатов требуют еще 13 этнических общностей. 30 сентября 2020 г. законодательные советы зон Кеффа, Шека, Бенч-Шеко, Дауро, Западный Омо и Спеиальной вореды Конта единогласно проголосовали за проведение референдума по созданию Юго-западного штата. 6 октября законодательный совет Штата южных эфиопских народов, а затем Палата федерации поддержали это решение. Референдум должен состояться 6 сентября 2021 г. вместе с довыборами в парламент.

Создание национальной Партии процветания в декабре 2019 г. вместо правившего с 1991 г. Революционно-демократического фронта эфиопских народов значительно осложнило ситуацию в стране. Усилилось противостояние между сторонниками сохранения нынешней системы этнического федерализма и ее противниками. НФОТ отказался войти в состав Партии процветания. Многие видные политические деятели оромо также выступили против. В мае 2020 г. парламент объявил НФОТ (как и военное крыло Фронта освобождения оромо – Армию освобождения оромо, известное как Шене) террористическими организациями.

НФОТ выступил против отказа правительства от проведения выборов 19 августа и заявил, что в связи с нарушением конституции нынешнее правительство незаконно. В сентябре 2020 г. он провел выборы в штате Тиграй и сформировал правительство. Официальные власти не признали ни выборы, ни новое правительство.

Истинной трагедией для страны стала война, развязанная политической элитой тиграй во главе с НФОТ против федерального правительства. 4 ноября 2020 г. войска тиграй напали на объекты Северного командования, убили оставшихся верными центральному правительству военных и захватили тяжелое вооружение. Погибло большое число ни в чем неповинных солдат.

14 ноября было опубликовано заявление, в котором были обозначены четыре задачи начавшейся «операции по обеспечению законности и порядка» (“Law enforcement operation): разоружение НФОТ; осуждение его лидеров; создание новой системы управления в штате Тиграй и укрепление правопорядка. Боевая фаза операции завершилась 28 ноября взятием федеральными войсками столицы штата Мекеле и возвращением Аддис-Абебой контроля над всеми крупными городами и стратегическими объектами штата. Федеральные войска почти не встретили сопротивления, т.к. региональные войска покинули свои позиции после понесенных огромных потерь.

Тем не менее, война продолжилась и в 2021 г. В ней участвуют эритрейские вооруженные силы, приглашенные Ахмедом Абием, а также милиция штата Амхара. Несмотря на многочисленные протесты мирового сообщества, вплоть до марта с.г. власти отрицали их наличие. Однако, по данным экспертов, они и поныне не выведены, несмотря на заявления премьер-министра. Война унесла множество жизней и самих тиграй. Тысячи из них бежали в соседний Судан.

18 июня с.г. отряды НФОТ начали операции против находящихся в Тиграй федеральных войск. Им удалось 28 июня войти в Мекеле и взять его под полный контроль. В последующие дни ими были взяты еще несколько крупных городов. В это же день – 28 июня – эфиопское правительство, учитывая сезон дождей и в связи с этим начало посевных работ, в одностороннем порядке объявило о безоговорочном прекращении огня и выводе своих войск. Основные федеральные войска Эфиопии отошли на территорию штатов Амхара и Афар. Руководство НФОТ заявило, что перенесет боевые действия на территорию Эритреи и соседних штатов Эфиопии, если этого потребуют военные обстоятельства, что вскоре и произошло.

В конце июля 2021 г. военные подразделения тиграй вошли в штат Афар и оккупировали четыре вореды, заблокировав главную стратегическую магистраль, соединяющую Аддис-Абебу с Джибути и Асмарой. Именно по этой дороге поступала гуманитарная помощь штату Тиграй. Войска тиграй вторглись также в штат Амхара. В ответ руководители штатов Амхара и Афар призвали население, и в первую очередь молодежь, вооружаться, чтобы защитить себя. 6 августа тиграй захватили Лалибелу – религиозную, историческую и культурную сокровищницу, внесенную в список Всемирного материального наследия ЮНЕСКО.

Похоже, война принимает все более затяжной характер и давно уже превратилась в гражданскую.

Все больше оппозиционных партий заявляют о своей поддержке борьбы национальных вооруженных сил против тиграй и действий правительства, направленных на сохранение суверенитета и территориальной целостности страны. В разных районах Эфиопии проходят митинги в поддержку правительства и федеральных вооруженных сил. Но ситуация продолжает оставаться сложной и неопределенной.

Россия поддерживает Эфиопию в ее борьбе против НФОТ. Успешно развивается сотрудничество между нашими странами в разных сферах: экономической, политической, военной и гуманитарной.

Дипломатические отношения между Россией и Эфиопией были установлены в 1898 г. Первая российская дипломатическая миссия находилась в Аддис-Абебе с 1898 по 1917 гг. В 1917 г. дипотношения между странами были прерваны и возобновились лишь в апреле 1943 г. В период до 1991 г. двусторонние связи, в значительной степени определялись подписанным в 1978 г. Договором о дружбе и сотрудничестве. Первое соглашение о торговле и сотрудничестве СССР и Эфиопии было подписано в 1959 г., после чего торгово-экономические связи развивались достаточно активно, достигнув особой интенсивности в 1970-х годах. В советский период при содействии СССР в Эфиопии было реализовано более 20 крупных проектов: построен ряд промышленных предприятий, крупные энергетические объекты, политехнический институт, осуществлен значительный объем геологоразведочных работ. Свыше 20 тыс. эфиопских граждан получили образование в СССР, 5 тыс. специалистов прошли профессиональное обучение. Особенно большая помощь была оказана Эфиопии в преодолении последствий многолетней засухи и голода в середине 1980-х годов.

Смена режима в Эфиопии в 1991 г. и распад СССР привели к сокращению двустороннего взаимодействия. Оживление политического диалога началось с середины 1990-х годов. С 1995 г. действует двусторонняя Межправительственная комиссия по вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и торговли. В ходе визита в Москву в декабре 2001 г. премьер-министра Эфиопии Мелеса Зенауи была подписана Декларация о принципах дружественных отношений и партнерстве.

Динамика российско-эфиопских многоплановых контактов сегодня находится на высоком уровне. Между Россией и Эфиопией поддерживается политический диалог, осуществляется взаимодействие по линии МИД двух стран. В 2002 г. подписана Среднесрочная программа развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Эфиопией. В Эфиопии работает представительство Государственной корпорации Ростех, а также российские компании по разведке месторождений углеводородов. Правительство Эфиопии заинтересовано в участии российских компаний в модернизации ГРЭС, которая была построена еще Советским Союзом. 15 апреля 2019 г. в Сочи, на полях XI Международного форума «АТОМЭКСПО-2019» была подписана дорожная карта по налаживанию сотрудничества в реализации проектов сооружения атомной электростанции и Центра ядерной науки и технологий на территории Эфиопии. Многие годы в Эфиопии успешно работает Биологическая экспедиция. В российских вузах по гражданским специальностям обучаются эфиопские граждане. Россия неоднократно оказывала Эфиопии гуманитарную помощь.

В 2020 г. товарооборот России с Эфиопией составил чуть более 49 млн долл. США (экспорт – 26,5 млн, импорт – 22,5 млн). В структуре российского экспорта в Эфиопию – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Импорт из Эфиопии сформирован из продукции сельского хозяйства.

Исмагилова Р.Н.
д.и.н., профессор, засл. деятель науки РФ,
гл.н.с. Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН