Республика Чад: до и после президентских выборов 2021 г.

Актуальный комментарий

© Marco LONGARI / AFP

Апрель 2021 г. стал поворотным в истории современного Чада. 11 апреля прошли президентские выборы, в шестой раз продемонстрировавшие преимущество действующего президента Идриса Деби (партия «Патриотическое движение спасения» – Mouvement patriotique du salut), набравшего 79,32% голосов избирателей при явке в 64,81% (население страны – 17,4 млн человек, зарегистрировано около 7,4 млн избирателей). Баллотировавшиеся на пост главы государства 9 кандидатов не смогли составить ему реальную конкуренцию. Только А.П. Падаке (партия «Национальное объединение за демократию в Чаде» – Rassemblement national pour la démocratie au Tchad) и Л. Бассемда («Партия за демократию и независимость» – Parti pour la démocratie et l'indépendance) набрали 10,32% и 3,16% голосов соответственно. Несмотря на свою альтернативность, выборы носили формальный характер. Однако радость победы правящего клана И. Деби сменилась болью утраты: после объявления предварительных результатов выборов И. Деби погиб в бою с силами вооруженной оппозиции.

В день выборов отряды боевиков из повстанческой группировки «Фронт за перемены и согласие в Чаде» (Front pour l’alternance et la concorde au Tchad, FACT), дислоцированные в горах Тибести (на границе с Ливией), захватили гарнизоны на севере страны и начали наступление на столицу Чада. «Фронт за перемены и согласие в Чаде» – военно-политическая организация, возникшая в марте 2016 г. в результате раскола «Союза сил за демократию и развитие» (L'Union des forces pour la mocratie et le veloppement, UFDD) – главной повстанческой антиправительственной группировки в Чаде, действующей на севере в пограничных с Ливией районах. Во главе FACT стоит Махамат Махди Али. В составе FACT от 900 до 1500 боевиков, преимущественно представителей народа горан. Группировка вела активную вооруженную борьбу против президента И. Деби и его режима, за независимость севера Тибести.

17 апреля 2021 г. правительственным войскам удалось остановить продвижение повстанцев FACT. 18 апреля И. Деби, находившийся на передовой как главнокомандующий вооруженными силами, получил ранения не совместимые с жизнью и скончался 20 числа в госпитале Нджамены.

В тот же день армейская верхушка заявила о создании Переходного военного совета (ПВС) во главе с сыном И. Деби – генералом Махаматом Деби, который следующие 18 месяцев будет осуществлять власть в стране, исполнять обязанности главы государства и главнокомандующего вооруженными силами. Действие конституции было приостановлено, правительство и парламент распущены. В стране был введен комендантский час, закрыты границы. Одним из первых назначений ПВС стало утверждение на должность главы переходного правительства А.П. Падаке, ранее занимавшего пост министра финансов и торговли (1990-е годы), министра горнодобывающей промышленности, энергетики и нефти (2001), премьер-министра (2016–2018), неоднократно избиравшегося депутатом Национального собрания, участвовавшего в президентских выборах в качестве кандидата (2021) и занявшего второе место.

По конституции Чада 2018 г. в случае смерти главы государства полномочия президента возлагаются на председателя парламента, который исполняет обязанности президента до проведения досрочных выборов через 45–90 дней. Однако председатель парламента якобы заявил, что не готов взять на себя такую ответственность, а ранее распущенный парламент якобы признал полномочия ПВС. Таким образом, ПВС пытался оформить военный переворот как законную передачу власти.

История повторяется: М. Деби начинает свой путь во власть также как и его отец в 1990 г., почти в том же возрасте – 37 лет, совершив государственный переворот и введя переходный период, который должен завершиться проведением президентских и парламентских выборов. Генерал М. Деби не просто сын И. Деби, он был его соратником, его правой рукой, как профессиональный военный участвовал во многих операциях армии Чада, был командующим бронетанковой бригадой, командующим президентской гвардией, возглавлял Службу безопасности президента. Безусловно, у Деби-младшего пока нет тех способностей, авторитета и опыта, которые были присущи его отцу, но он получил от него относительно стабильную страну, несмотря на всю сложность и непредсказуемость обстановки. Насколько ему удастся сохранить эту стабильность, покажет время. Франция заявила о поддержке нового режима Чада, однако, в чем конкретно она будет выражаться пока не понятно.

Население Чада бурно отреагировало на все, происходящее в стране. Накануне выборов в столице Нджамене прошли несанкционированные акции против участия И. Деби в президентских выборах, звучали призывы бойкотировать голосование. В марте 2021 г. оппозиция сформировала политический альянс «Время пришло» против шестого срока президентства И. Деби. В него вошли молодежные организации, профсоюзы, общества защиты прав человека, политические партии и религиозные деятели.

Приход к власти военных не вызвал поддержки гражданского населения страны. Прокатилась волна митингов и протестов. Деби-младшему будет не просто получить признание и поддержку общества, оппозиции, поскольку его приход к власти был не совсем законным.

Его отец, Идрис Деби, появился на политической арене в начале 1980-х годов после возвращения из Франции, где он проходил обучение в Институте аэронавтики. Он получил диплом десантника и ему была присвоена квалификация пилота.

В эти годы в Чаде шла гражданская война, усилились позиции противников действующего президента Г. Уэддея. И. Деби в рядах повстанческой группировки «Вооруженные силы Севера», возглавляемой Х. Хабре, выступил против Г. Уэддея.

После смещения Г. Уэддея Х. Хабре в июне 1982 г. стал президентом Чада, а И. Деби – командующим вооруженными силами Республики Чад (1983–1986), с 1987 г. И. Деби занимал пост советника президента по вопросам безопасности и обороны и должность комиссара по военным делам и безопасности Центрального исполнительного комитета правящей партии «Национальный союз за независимость и революцию» (Union nationale pour l'indépendance et la révolution). Обвиненный в апреле 1989 г. в подготовке государственного переворота И. Деби покинул страну и, находясь в Ливии, а позже в Судане, создал и возглавил «Патриотический фронт спасения» (март 1990 г., с апреля 1991 г. называется «Патриотическое движение спасения»), который развернул вооруженные действия против режима Х. Хабре. В декабре 1990 г. И. Деби пришел к власти в результате государственного переворота, сместив президента Х. Хабре и объявив себя очередным президентом Чада.

Впоследствии И. Деби 6 раз избирался на пост президента: в июне–июле 1996 г., в мае 2001 г., в мае 2006 г., в апреле 2011 г., в апреле 2016 г. и в апреле 2021 г.

В 1996 г. И. Деби победил по итогам двух туров голосования, а на последующих выборах пять раз побеждал в первом туре с большим отрывом от своих конкурентов, набирая от 61 до 83% голосов избирателей. В 2005 г. по инициативе И. Деби были отменены конституционные ограничения на количество сроков пребывания президента у власти, что позволило ему пойти на новые выборы. В ходе избирательной кампании 2016 г. И. Деби в случае победы обещал вернуть в конституцию страны ограничения президентских сроков и сдержал свое обещание: поправками 2018 г. пребывание на посту главы государства ограничивалось двумя шестилетними сроками. Таким образом, в случае победы на выборах, И. Деби мог избираться президентом страны вплоть до 2033 г.

И. Деби пришел к власти в возрасте 38 лет и более 30 лет находился во главе государства и определял его развитие. За время его пребывания у власти было 6 попыток государственных переворотов (1991, 1992, 1993, 2004, 2006, 2008) и почти 10 лет относительного затишья. Если в 1990-е годы главным противником И. Деби был Х. Хабре, позже на рубеже XX–XXI вв. ему противостояли сторонники Г. Уэддея, стремящиеся взять реванш. В последнее десятилетие борьба с политической оппозицией велась преимущественно в рамках правового поля. Основными соперниками И. Деби были С. Кебзабо (партия «Национальный союз за демократию и обновление» – Union nationale pour la démocratie et le renouveau, UNDR); В.А. Камуге (партия «Союз за обновление и демократию» – Union pour le renouveau et la mocratie, URD); Н. Йоронгар (Федерация «Действие за республику» – ration, action pour la publique, FAR). С такими группировками вооруженной оппозиции, как «Фронт за перемены и согласие в Чаде» (FACT), «Союз сил сопротивления» (Union des forces de résistance, UFR) и «Совет военного командования по спасению Республики» (Conseil de commandement militaire pour le salut de la publique, CCMSR) И. Деби не удалось достигнуть компромисса, остановить вооруженное противостояние и интегрировать боевиков в политическую систему.

И. Деби называют политическим «долгожителем», диктатором, который жестко расправлялся со своими политическими и экономическими противниками.

Так, отстраненный от власти Х. Хабре в 2008 г. был заочно приговорен в Чаде к смертной казни. В июле 2015 г. в Сенегале начался судебный процесс над Х. Хабре, обвиняемом в военных преступлениях, применении пыток, массовых убийствах и преступлениях против человечности, совершенных в период нахождения его у власти в 1982–1999 гг. Х. Хабре предстал перед Специальным трибуналом, созданным Африканским союзом, и в мае 2016 г. был признан виновным в совершенных военных преступлениях и преступлениях против человечности и приговорен к пожизненному заключению. В ходе судебного процесса Х Хабре отрицал предъявленные ему обвинения и выдвигал встречные обвинения в адрес И. Деби, который вполне мог стать фигурантом судебного дела.

По договоренности с Всемирным банком доходы от экспорта чадской нефти должны были поступать на депонированный счет в одном из банков Лондона. По Закону об управлении доходами предусматривалось направлять 80% на финансирование образования, здравоохранения, проектов инфраструктуры, 10% – на развитие нефтепроизводящего района, а 10% – в фонд будущих поколений.

Однако эти средства стали использоваться на финансирование военных действий, в результате чего в апреле 2006 г. Всемирный банк блокировал счет чадского правительства (125 млн долл. США). Требуя разморозить счет, Чад прибегнул к угрозе прекратить поставки нефти, что могло нанести серьезный ущерб не только самому Чаду, но и его экономическим партнерам. И хотя правительству Чада в конечном счете пришлось пойти на уступки, Чад фактически продемонстрировал готовность отстаивать свои интересы на любом уровне и любыми способами.

Неожиданной стала довольно жесткая позиция И. Деби в отношении нефтяных компаний. Так, компании ChevronTexaco (США) и PETRONAS (Малайзия) были вынуждены уйти с нефтяного рынка Чада после обвинений И. Деби в неуплате налогов. И. Деби буквально выгнал их из страны. В октябре 2006 г. компании заплатили 289 млн долл. США и покинули страну, продав свои доли в бизнесе. В октябре 2016 г. по той же схеме Чад отсудил у Exxon Mobil (США) 74 млрд долл. США в качестве возмещения ущерба, нанесенного государству в результате уклонения от уплаты налогов. Это самый крупный штраф, который когда-либо накладывался на нефтяные компании. Он сопоставим только со штрафом в 61 млрд долл. США к ТНК British Petroleum после аварии в Мексиканском заливе. «Китайская национальная нефтяная корпорация» (China National Petroleum Corporation) была вынуждена заплатить крупные штрафы и компенсировать 1,2 млрд долл. США за нарушения экологических норм при проведении геологоразведочных работ.

В последние годы своего правления И. Деби проводил достаточно независимый политический курс, что могло не понравиться западным союзникам. В частности Запад (и прежде всего Франция, с которой у И. Деби были особо тесные связи) был обеспокоен сближением Чада с Россией, активизацией двусторонних контактов в политической и экономической сферах.

И. Деби был надежным союзником Запада в борьбе с террористическими группировками, участвовал в военных действиях на границе с регионом Дарфур, Ливией, в Нигерии, Мали, Нигере, Центральноафриканской Республике, в бассейне озера Чад. Именно Чад стал главной антитеррористической силой в Центральной Африке, гарантом безопасности в Сахеле. Гибель И. Деби может серьезно повлиять на обстановку в Чаде, привести к дестабилизации обстановки в регионе, активизации радикальных исламистов.

И. Деби создал сильную, боеспособную армию, насчитывающую более 30 тыс. человек. Армия Чада единственная участвовала в военных операциях за пределами страны. На военные цели расходовались сотни млн долл. США. В отдельные годы они составляли до 70% бюджетных расходов страны. И, наверное, это оправдано: для обеспечения стабильности в регионе нужна сила. Однако, с другой стороны, Чад остается одной из беднейших стран континентальной Африки, входит в группу наименее развитых государств мира с годовым доходом на душу населения 640 долл. США (2020). По данным на 2020 г. ВВП страны составил 10,5 млрд долл. США, внешний государственный долг – 1,4 млрд долл. США, уровень инфляции – 3%. Почти 50% населения страны живет за чертой бедности, 78% – неграмотны, детская смертность составляет почти 70 на 1000 новорожденных, а продолжительность жизни чуть больше 55 лет (2020). По индексу человеческого развития Чад в 2019 г. занимал 187-е место в мире из 189 стран, по показателю индекса процветания находился на 164-м месте из 167 стран, а по уровню жизни был 166-м среди 173 стран мира.

В отдельных районах страны сохраняется напряженная обстановка. Восточная часть Чада остается центром межэтнических столкновений. На севере совершают вылазки боевики таких группировок, как «Фронт за перемены и согласие в Чаде» (FACT), «Союз сил сопротивления» (Union des forces de résistance), «Совет военного командования по спасению Республики» (Conseil de commandement militaire pour le salut de la République). Более того, к середине мая 2021 г. они начали движение в направлении Нджамены.

Внутренние факторы нестабильности усугубляются внешней угрозой со стороны «Исламского государства», террористической исламистской организации «Аль-Каида в Исламском Магрибе», радикальной группировки «Боко Харам», действующей на севере и северо-востоке Нигерии. Ситуацию осложняет большое количество беженцев из региона Дарфур в Судане (300 тыс., 2020), ЦАР (67 тыс., 2020). Дестабилизирующим фактором выступает не только нелегальная миграция на севере страны, но и растущий трафик оружия и наркотиков.

В этих условиях М. Деби принял решение перебросить в столицу 1200 чадских военных, находившихся на границе с Нигером и Мали. Вывод чадских войск из взрывоопасного региона сразу же привел к росту активности боевиков, что еще раз подтвердило, что чадский контингент фактически является фактором стабильности и сдерживания.

Между Россией и Чадом развиваются многоплановые двусторонние отношения. После установления дипломатических отношений 24 ноября 1964 г. были подписаны соглашения о культурном и научном сотрудничестве (1966, 1998), торговле (1967), экономическом и техническом сотрудничестве (1968), воздушном сообщении (1974), военно-техническом сотрудничестве (2000) и др.

За прошедшие с момента установления дипломатических отношений годы активно осуществлялись контакты между государственными и общественными деятелями и организациями обеих стран.

В марте 2013 г. на саммите БРИКС в Дурбане и в сентябре 2016 г. на саммите «Группы двадцати» в Ханчжоу (КНР) состоялись встречи президентов В.В. Путина и И. Деби. В сентябре 2013 г. был подписан Меморандум о двусторонних межмидовских консультациях. В октябре 2019 г. Президент И. Деби во главе чадской делегации принял участие в саммите и экономическом форуме «Россия – Африка» в Сочи.

В 2008–2010 гг. Российская Федерация участвовала в совместной миротворческой операции ООН и Евросоюза в Чаде. В составе миссии ООН в ЦАР и Чаде (MINURCAT) на территории Чада находилась российская вертолетная группа в составе 100 военнослужащих и 4 вертолетов.

Россия также оказывала гуманитарную помощь чадскому населению и беженцам. В 2011 г. Россия в связи с засухой в стране направила в качестве продовольственной помощи Чаду более 1,4 тыс. т пшеницы на сумму 1,8 млн долл. США. В октябре 2018 г. Правительство Российской Федерации через Всемирную продовольственную программу ООН предоставило Республике Чад финансовую помощь в размере 1 млн долл. США для обеспечения жителей страны продуктами питания.

В сфере гуманитарного сотрудничества особое место занимает подготовка национальных кадров. Ежегодно Россия предоставляет до 60–90 государственных стипендий чадским студентам, обучающимся в вузах Российской Федерации. На 2020/21 учебный год Чаду было выделено 77 государственных стипендий (на 2019/20 – 78).

Торгово-экономические связи пока не получили должного развития. В 2020 г. российско-чадский торговый оборот составил 1,6 млн долл. США (1,29 млн долл. – российский экспорт, 300,66 тыс. долл. – импорт). Однако о готовности работать на чадском рынке и представлять там свою продукцию заявили такие крупные российские компании, как АО «Рособоронэкспорт», ООО «Сибирский проект», «Улан-Удинский вертолетный завод», соответствующее обращение об оказании содействия было направлено в МИД РФ (2018 г.). Также в установлении и развитии партнерских отношений с чадскими предприятиями заинтересованы российские энергетические компании (ОАО «Силовые машины», ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ФГПУ «ГУ «Инстрой» при Спецстрое России», ООО «Хевел», ГК «РусГазИнжениринг»). В октябре 2018 г. АО «Росгеология» подписала Меморандум о взаимопонимании с Министерством горнодобывающей промышленности, промышленного и торгового развития и частного сектора Чада.

26–31 марта 2018 г. в Нджамене прошел первый деловой форум «Россия–Чад». По приглашению Национального союза предпринимателей Чада в его работе принимали участие и вели переговоры российские бизнесмены. Итогом поездки стало подписание пяти протоколов о намерениях и состоялась встреча с Президентом И. Деби. В декабре 2018 г. по приглашению вице-президента Московской торгово-промышленной палаты С.О. Варданяна в России побывали представители чадских деловых кругов во главе с председателем Ассоциации предпринимателей Чада.

Виноградова Н.В., к.э.н, с.н.с. Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН