О внеочередных выборах в Республике Малави

Актуальный комментарий

Lazarus Chakwera waves to the crowd as he arrives at a campaign rally for his Malawi Congress Party (MCP) on 18 May 2019, in Lilongwe, ahead of general elections. AFP - GIANLUIGI GUERCIA

В политической жизни Республики Малави 3 февраля произошло весьма неожиданное событие: Конституционный суд страны в составе пяти судей единогласно аннулировал некоторые результаты очередных трехуровневых выборов (президентские, парламентские и в местные органы власти), состоявшихся 21 мая 2019 г. Конкретно аннулированы были только результаты президентских выборов. Кроме того, в решениях Конституционного суда поставлены вопросы о назначении внеочередных президентских выборов в течение 150 дней, о роспуске Конституционной комиссии (главным образом – об отстранении ее председателя, судьи Верховного апелляционного суда Джейн Ансах (Jane Ansah).

Для подготовки и проведения выборов 21 мая 2019 г., была создана избирательная комиссия Малави (ИКМ) в составе 9 членов во главе с судьей Верховного суда Джейн Ансах.

На пост президента были зарегистрированы шесть претендентов от политических партий и один независимый. Кандидаты от политических партий: Л. Чаквера (L. Chakwera) – председатель партии Конгресс Малави, КМ (Malawi Congress Party); А. Мулузи (A. Muluzi) от Объединенного демократического фронта, ОДФ (United Democratic Front); П. Мутарика (P. Mutharika) от Демократической прогрессивной партии, ДПП (Democratic Progressive Party) – баллотировался на второй срок. С. Чилима (S. Chilima) от партии Объединенное движение за трансформацию, ОДТ (United Transformation Movement); Дж. Чиси (J. Chisi) от партии умодзи (Umodzi Party); П. Кувани (P. Kuwani) от Движения за развитие мбакуваку (Mbakuwaku Movement); Х. Калия (H. Kaliya) – независимый кандидат.

Общенациональные выборы состоялись 21 мая 2019 г. Официально голосование продолжалось с 6 часов утра до 6 часов вечера. Однако на 44% участков голосование открылось позже. Задержка в основном объяснялась нехваткой избирательной документации. Протестных инцидентов было незначительное количество, выборы проходили в целом спокойно. Это подтверждают международные наблюдатели, приглашенные на период подготовки и проведения выборов. В частности, группа наблюдателей от Африканского союза (АС). В предварительном отчете о проведении выборов наблюдатели отметили, что голосование проходило в целом организованно и мирно. Наблюдатели в день голосования присутствовали на всех избирательных участках страны.

Результаты голосования были опубликованы 27 мая 2019 г. В парламент Малави из 193 мест правящая ДПП получила 62, партия КМ – 55, ОДФ – 10, Народная партия – 5, ОДТ – 4, Союз за демократию – 1. Независимые кандидаты завоевали 55 мандатов.

Победителем президентской гонки стал П. Мутарика. За него проголосовали 38,57% участвовавших в голосовании. Распределение голосов избирателей для других претендентов было следующим: Л. Чаквера – 35,41%, С. Чилима – 20,24%, А. Мулузи – 4,67%, П. Кувани – 0,40%, Дж. Чиси – 0,38%, Х. Калия – 0,31%.

Однако, несмотря на положительную оценку избирательной кампании международными наблюдателями, лидеры двух оппозиционных партий – КМ и ОДТ – соответственно Л. Чаквера и С. Чилима – оспорили результаты именно президентских выборов в Высоком суде, который по Конституции исполняет также обязанности Конституционного суда, заявив, что председатель комиссии нарушал предписания Конституции, а также, что при подсчете голосов за президента были допущены многочисленные нарушения, в том числе корректировка протоколов. Расследование продолжалось более пяти месяцев. В течение этого периода оппозиция организовывала массовые протестные выступления с требованиями отставки президента и председателя избирательной комиссии. Председатель комиссии в суде заявила, что она выполняла свои обязанности в соответствии с Конституцией страны, а корректировка в документации была выполнена из-за плохой пропечатки некоторых мест в них, но это не повлияло на результаты подсчета голосов. Однако суд не принял ее объяснения как свидетельские показания. Между тем президент П. Мутарика 5 февраля подал апелляцию на решение об отмене результатов президентских выборов в Верховный апелляционный суд, вердикт которого был оглашен 8 мая 2020 г. и декларировал, что Верховный апелляционный суд поддерживает решение Конституционного суда об аннулировании результатов выборов президента 21 мая 2019 г.

Следует отметить, что вскоре председатель ИКМ Дж. Ансах подала в отставку, президент П. Мутарика 7 июня назначил нового председателя и комиссию. Председатель – судья Ч. Качале (Ch. Kachale) – объявил дату повторных выборов – 23 июня 2020 г.

Трудно осознать, как можно было подготовить страну, даже такую небольшую как Малави, к выборам за 16 дней, даже учитывая тот факт, что предыдущий состав ИКМ определенную работу уже проделал. Так, были зарегистрированы участники кампании – на этот раз это были коалиции партий. Зарегистрировались две коалиции – ДПП–ОДФ с кандидатом П. Мутарикой (вице-президент А. Мулузи) с одной стороны и с другой – коалиция КМ–ОДТ и примкнувшим к ним 9 небольшим партиям с кандидатом Л. Чакверой (вице-президент С. Чилима).

Выборы президента состоялись в назначенный срок, их результатом стала победа оппозиционных сил: Л. Чаквера получил почти 59% голосов, П. Мутарика – 38%. Явка избирателей – 64,8%. День голосования был, конечно, особенным, Наблюдателей ни от международных организаций, ни от отдельных доноров не было. Их просто не пригласили. Результаты объявлялись на каждом избирательном участке в тот же день и сообщались по радио. При официальном объявлении результатов 27 июня все уже знали победителя, так как не сложно было посчитать голоса и узнать, кто стал президентом еще в день выборов. 4 июля Л. Чаквера принял присягу в качестве главы государства. В своей речи он обещал обеспечить хорошее управление, а также правительство, которое будет служить народу. Он поклялся охранять и защищать Конституцию, бороться с коррупцией, удвоить минимальную заработную плату, усилить льготное кредитование для производственной деятельности молодежи и женщин, субсидировать сельских тружеников, смягчить налоговое законодательство и другие меры. Он призвал к единству нации и заявил, что будет президентом для всех малавийцев.

В обществе в эти дни царила эйфория, вызванная историческим триумфом оппозиции. Ее, однако, стала меньше, когда новый лидер сформировал правительство. В нем ныне 31 человек, и в основном люди, которые помогали ему в борьбе за президентское кресло. 70% членов правительства – выходцы из его родного Центрального района. Большинство – его родственники или родственники между собой, например, муж и жена, чья-то сестра, чей-то племянник и т.д. Народ недоумевает: а как же заявления, что он – президент всех малавийцев, что он – против непотизма, регионализма и т.д.

Л. Чаквера добился своей цели, а теперь будет скорее всего добиваться статуса основной ведущей партии для КМ, и не только правящей, но скорее всего и единственной. КМ была единственной правящей партией в период 30-летнего авторитарного режима Х. Банды и служила инструментом репрессивной политики. Все взрослые жители были членами КМ, ее военизированное крыло – «молодые пионеры Малави», активно наводили порядок в стране. Страна жила под лозунгами «Единство, Преданность, Послушание и Дисциплина». И людям в течение 30 лет так «хорошо» жилось, что большинство жителей в 1993 г. высказались за многопартийную структуру государства, и в 1994 г. выбрали президентом не Х. Банду, а лидера новой партии. С падением режима Х. Банды КМ потеряла монопольное положение, но с политической сцены не ушла. В 1993 г. КМ была зарегистрирована одной из партий в многопартийной политической системе. Она сохранила свою структуру, и поэтому ей не сложно проводить необходимую агитацию среди своих членов. На этапе многопартийного развития государства КМ участвовала и в президентских, и в парламентских выборах и постоянно занимала второе место.

С 2013 г. лидер КМ Лазарус Чаквера – баптистский проповедник, возглавлявший 24 года религиозную организацию «Ассамблея Бога». Он пришел в политику с тем, чтобы завоевать президентское кресло и восстановить статус КМ в качестве ведущей партии страны. В 2014 г. участвовал в президентских выборах от КМ, которые проиграл П. Мутарике, но как президент КМ продолжил свою политическую деятельность в парламенте, возглавив там оппозиционные группировки.

Вторым оппозиционным деятелем стал бывший вице-премьер при президенте П. Мутарике С. Чилима, объявивший в 2018 г. о выходе из правящей ДПП и создании собственной партии – ОДТ для участия в выборах президента. С. Чилима – лидер городской молодежи (66,7% жителей страны – молодые люди до 24 лет). Молодежь уже не помнит условий жизни при режиме Х. Банды, и не приемлет несправедливостей, действовавших в многопартийный период властей. Основные предвыборные обещания С. Чилимы: борьба с коррупцией, создание 1 млн рабочих мест (40% молодых людей – безработные), а также сохранение дотаций крестьянским хозяйствам.

П. Мутарика – выходец из самого населенного и экономически наиболее развитого Южного района, избранный президентом в 2014 г. большинством голосов (36,6%) избирателей. Одной из главных задач его правительства стало преодоление тяжелого экономического кризиса, вызванного засухой в 2015–2016 гг.: объем экономики сократился с 6,4 до 5,5 млрд. долл. США, рост возобновился (4,3%) только в 2017 г. (в 2019 г. – 5,1%). Сократилась инфляция (до 9,8% в 2019 г.), уровень бедности хотя и не снизился (50,1%), но уменьшилось количество беднейшего населения (с 24,5 % в 2010/11 г. до 20,1% в 2016 г.). Возобновлены субсидии крестьянским хозяйствам, которые были введены президентом Бингу ва Мутарика (старший брат П.Мутурики), пребывавшего на этом посту с 2004 г. по 2012 г., но после его скоропостижной кончины были отменены сменившим его президентом Дж. Бандой. Международные организации, признали, что экономическое развитие осуществлялось стабильно.

В 2016 г. парламент принял основные земельные законы для продолжения аграрной реформы, направленной на закрепление прав на землю для мелких землевладельцев и снижение влияния традиционных вождей на владение и пользование землей. Принятие земельных законов, однако, не способствовало популярности президента П. Мутарики среди сельского населения, особенно вождей, так как в Малави население доверяет больше вождям, чем светским правителям. Тем не менее, закона о конфискации пустующих земель во владениях крупных землевладельцев, что ранее предполагалось при обсуждении земельной реформы в течение многих лет, не последовало. В Южном районе, где положение с землей у мелких землевладельцев самое неблагоприятное (их парцеллы составляют не более 0,5 га), и где находится самое большое число крупных владений с большими площадями пустующих земель, наблюдались выступления крестьян-общинников.

Борьба с коррупцией стала одним из направлений внутренней политики П. Мутарики, однако в этой области ему не удалось добиться успехов. Процесс развития коррупции со времени образования многопартийного государства в 1994 г. стал усиливаться. Ныне коррупция пронизывает все слои малавийского общества: полицию, судебные инстанции всех уровней, правительственные учреждения, полугосударственные компании и т.д. Нельзя сказать, что предыдущие президенты не обращали на это внимания. Б. ва Мутарика, например, пытался даже привлечь бывшего президента Б. Мулузи к суду, обвинив его в хищении государственных финансов. Широко известен коррупционный конфликт, получивший название «Кэшгейт» в бытность президентом Дж. Банды. Коррупционные скандалы имели место (2017–2018 гг.) и в правление П. Мутарики. В индексе восприятия коррупции (составляется некоммерческой организацией Transparency International) рейтинг Малави опустился на десять позиций (120 место в 2018 г.).

По данным Всемирного банка Республика Малави входит в пятерку беднейших стран Африки. Уровень бедности – 50,1%, годовой доход по паритету покупательной способности составляет 1240 долл. США (оценка на 2019 г). Население Малави – 18 млн человек, по ежегодному приросту населения государство находится на одном из первых мест в мире (3,3%).

Основным богатством Малави является земля – 80% населения занято в сельском хозяйстве (28,2% ВВП). Промышленное производство (15,4% ВВП) представлено главным образом предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье. Главные статьи импорта – продовольствие, нефтепродукты, потребительские товары, транспортное оборудование. Экспортируется табак (55% валютных поступлений), чай, сахар и др. статьи. Основные торговые партнеры – Южная Африка и другие страны региона, Великобритания, Германия, Китай, Индия, Бельгия, Нидерланды.

Дипломатические отношения Малави с Российской Федерацией установлены 2 ноября 1993 г. (без учреждения посольства). Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Республике Зимбабве и (по совместительству) Республике Малави является Красильников Н.В. (верительные грамоты вручил 7 января 2020 г). Президент Малави П. Мутарика принимал участие в саммите Россия–Африка 23–24 октября 2019 г. Торговый оборот в 2018 г. составил 85,5 млн долл. США, из них экспорт России в Малави – 11,5 млн, импорт – 74,0 млн. Основной статьей российского импорта является табак и промышленные заменители табака, а также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Что касается новых властей Малави, то по этому поводу можно сказать, что наши связи продолжатся: Малави нужны рынки сбыта и гуманитарная помощь.

Позднякова А.П.,

ст.н.с. Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН