Президентские выборы 2019 г. в Гвинее-Бисау

Актуальный комментарий

Фото: Синьхуа/Син Цзяньцяо. Действующий президент Гвинеи-Бисау Жозе Мариу Ваш голосует на избирательном участке рядом с президентской резиденцией в Бисау.

24 ноября 2019 г. в Гвинее-Бисау состоялся первый тур президентских выборов. Во второй тур вышли кандидаты от Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) – Домингуш Симойнш Перейра и от оппозиционной партии «Движение Демократическая альтернатива G-15» (ДДА) – Умару Сисоку Эмбало. Оба – бывшие премьер-министры страны – в 2014–2015 и 2016–2018 гг. соответственно. Интересно, что в выборах участвовали еще два бывших главы правительства – Карлуш Жуниор Гомеш и Басиру Джа. Таким образом, из 12 участников президентской гонки по крайней мере несколько были опытными политиками, в разные годы занимавшими высокие партийно-правительственные должности. То есть с самого начала предполагалось, что соперничество будет жестким, и высказывались предположения о неминуемых двух турах. Так и произошло. Но не сбылся другой прогноз: СМИ предрекали победу действующему с июня 2014 г. президенту Жозе Мариу Вашу, который в первом туре занял лишь четвертое место (12,41%), либо его давнему политическому конкуренту Д.С. Перейре, получившему в первом туре наибольшее число голосов. Именно противостояние этих политиков в последние годы практически парализовало работу правительства.

Однако 29 декабря 2019 г. во втором туре победу одержал У.С. Эмбало, за которого проголосовали 53,55% (293 359) избирателей (в первом туре – 27,65%). Такой скачок, безусловно, объяснялся поддержкой, которую Эмбало оказали Ж.М. Ваш и некоторые другие кандидаты, проигравшие в первом раунде. Д.С. Перейра, получив во втором туре лишь 46,45% (254 468) голосов, оспорил результаты выборов, но Верховный суд отклонил его апелляцию.

Голосование состоялось в относительно мирной атмосфере: никто не был убит, не произошло государственного переворота, не наблюдалось ни беспорядков, ни произвольных арестов, часто сопровождающих электоральные процессы в африканских странах. Напротив, бисайцы воспользовались своим конституционным правом на волеизъявление – явка была чрезвычайно высокой (74% зарегистрированных избирателей), несмотря на то, что предвыборная кампания проводилась на фоне очередного витка политической напряженности, охватившей страну в годы правления Ж.М. Ваша. Впрочем, Гвинея-Бисау переживает кризис уже в течение 45 лет. После обретения в 1974 г. независимости страна постоянно существует в атмосфере политической нестабильности с частыми переворотами и убийствами политических лидеров. Предыдущие электоральные кампании отмечались массовыми беспорядками, вооруженными столкновениями и т.д., поэтому жители страны «привыкли» к нестабильности. Но если рассматривать выборы 2019 г. как самостоятельное политическое событие, следовало бы поздравить бисайцев со вступлением на путь относительного «закона и порядка»: ход и результаты голосования не вызвали практически никаких нареканий со стороны иностранных наблюдателей. Кроме того, предыдущий президент Гвинеи-Бисау Ж. М. Ваш оказался первым в истории страны главой государства, которому удалось полностью завершить свой срок полномочий.

Однако сама по себе мирная передача власти – еще не гарант дальнейшей стабилизации. Тем более что в месяцы, предшествовавшие выборам, обстановка в стране была накалена до предела: 23 октября правительство начало расследование фактов предполагавшейся попытки переворота и в качестве доказательства выпустило аудиозапись выступления У.С. Эмбало – тогда еще только кандидата – на одном из митингов. Оппозиция обвинила правительство и ПАИГК в подделке этой записи с целью срыва предвыборной кампании Эмбало, потребовала отсрочки выборов и организовала акции протеста, разгонявшиеся полицией с помощью слезоточивого газа.

2019 год был наиболее сложным за весь период правления Ж.М. Ваша: в стране проходили массовые демонстрации, направленные против социально-экономической политики правительства; бисайцы выступали и с требованиями отставки президента. 10 марта 2019 г. – после переноса с 18 ноября 2018 г. – состоялись парламентские выборы, но к июню правительство еще не было сформировано. С августа 2015 по декабрь 2019 г. в стране сменились шесть премьер-министров и два – только в 2019 г. Так, незадолго до президентских выборов, 28 октября 2019 г., Ж.М. Ваш издал очередной указ о роспуске правительства «на фоне развернувшегося в стране политического кризиса, препятствующего нормальному функционированию институтов Республики». На следующий день премьер-министром был назначен Фауштину Имбали, первой задачей которого стало формирование – за три недели до голосования – нового кабинета, но предыдущий глава правительства Аристид Гомеш отказался уйти в отставку, и это тоже способствовало обострению внутриполитической обстановки, хотя и не повлияло на исход выборов. Следует отметить, что в конституции страны существует «пробел» в отношении разграничения полномочий президента и премьер-министра: например, указывается, что президент может распустить правительство в случае «серьезного политического кризиса», но не расшифровывается, что под этим понимается.

Ж.М. Ваш и раньше распускал правительство, например, в 2015 г. – после ссоры с премьер-министром Перейрой, который позже неоднократно возглавлял акции протеста, требуя своего восстановления в должности. Весной 2019 г. Перейра, остававшийся лидером ПАИГК, вывел более тысячи своих сторонников на демонстрацию в столице страны г. Бисау.

Роспуск Ж.М. Вашем в октябре 2019 г. правительства А. Гомеша вызвал недовольство членов Совета Безопасности ООН (Россия воздержалась), ЕС, Африканского союза, ЭКОВАС и Сообщества португалоязычных стран. Реакция мирового сообщества была тем более важной, что в стране размещены контингенты миротворческой миссии ООН – UNIOGBIS, прекращение деятельности которой намечено на конец 2020 г. Однако ведущую роль в урегулировании политического кризиса играет ЭКОВАС, контингент которого, носящий название ECOMIB, дислоцирован в Гвинее-Бисау с 2012 г. и насчитывает примерно 600 военнослужащих. Даже в случае формального вывода войск миссии ООН в Гвинее-Бисау останутся западноафриканские миротворцы, и именно на ЭКОВАС новому президенту придется полагаться в деле внутриполитической стабилизации. К тому же неспособность прежних властей контролировать прозрачные границы и оффшорные территории, непрекращающаяся фракционная борьба, широко распространенные коррупция и безнаказанность превратили страну в убежище для криминальных группировок. В последние годы Гвинея-Бисау была в центре внимания международной общественности, превратившись в один из основных перевалочных пунктов по транспортировке кокаина в Европу. Существуют даже подозрения относительно происхождения средств, потраченных некоторыми кандидатами в президенты на предвыборную кампанию. В стране представлены и другие виды организованной преступности, и новое правительство ожидает от мирового сообщества помощи в решении этих проблем. Правда, внешняя «поддержка» может очень быстро превратиться во внешнее «давление». Ведь даже сомнение в превосходстве «демократии» в западном понимании этого слова над другими формами управления зачастую вызывает беспокойство международных партнеров и спонсоров.

Правление Ж.М. Ваша ознаменовалось крупнейшим за всю историю страны изъятием в сентябре 2019 г. у наркодилеров 1,8 т кокаина. В западных СМИ Гвинея-Бисау с ее 88-ю едва патрулируемыми островами, весьма пригодными для хранения и перевалки наркотиков, давно квалифицируется как «наркогосударство». Действительно, с середины 2000-х годов страна является транзитным узлом для переправки этого «товара» из Латинской Америки в Европу. Борьба с наркоторговлей, как и с наркоманией, уровень которой в стране растет быстрыми темпами, была одним из пунктов предвыборной кампании Эмбало. Но, как известно, после прихода к власти политики зачастую забывают о своих обещаниях. Кроме того в ситуации, когда в наркотрафик вовлечены высокопоставленные чиновники, военные, полицейские, таможенники и огромное число рядовых граждан, не имеющих иной, нежели участие в запрещенном бизнесе, возможности прокормить семью, благие намерения президента вряд ли реализуемы, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Борьба с наркобаронами, если она начнется, займет много времени и будет связана с большими рисками, в том числе и физического уничтожения, для новых руководителей страны.

Справедливости ради следует отметить, что и при Ж.М. Ваше предпринимались усилия по пресечению наркотрафика: проводились полицейские рейды на островах и перехватывались мелкие суда, нагруженные запретным товаром. Однако в отсутствие радаров для мониторинга воздушного движения и сканеров для проверки транспортных контейнеров объем перевалки наркотиков практически не уменьшился.

У.С. Эмбало унаследовал от предыдущего режима и другие проблемы, в том числе повсеместную бедность (Гвинея-Бисау остается одной из самых бедных стран континента; почти 70% из ее 1,8 млн граждан живут менее чем на 2 долл. в день). Перманентная политическая нестабильность нанесла большой ущерб экономике, зависящей от волатильных цен на орехи кешью – продукт, являющийся основным источником дохода более чем для 70% домохозяйств. Средний годовой доход на душу населения составляет примерно 1900 долл., но это при большом разрыве в уровне доходов между богатыми и бедными. Деятельность государственных учреждений и предприятий нередко останавливалась из-за забастовок работников, требовавших выплаты задолженностей по заработной плате и ее повышения.

Деловой климат остается неблагоприятным из-за высокого уровня коррупции, слабого развития инфраструктуры, высокой стоимости электроэнергии и несовершенной судебной системы. Вместе с тем страна располагает большими запасами полезных ископаемых, плодородными почвами и значительными рыболовными ресурсами, поэтому приток иностранных инвестиций, преимущественно в рыболовство, сельское хозяйство, переработку сельхозпродукции, гидроэнергетику, недвижимость и добычу бокситов, постепенно растет и достигает 20 млн долл. в год. (Главным инвестором является Китай.)

Отношения между Россией и Гвинеей-Бисау всегда, независимо от характера режима, имели дружественный характер, однако торгово-экономические связи ограничиваются сферой рыболовства. Между тем, поскольку страна вступила в новую фазу развития, РФ могла бы воспользоваться моментом и расширить сотрудничество в ряде областей, в том числе в деле борьбы с наркотрафиком и распространением наркотиков, как это предусмотрено программой углубления связей между МИД России и Африканским союзом. Если удастся продвинуться на этом направлении, Россия сможет заработать дополнительные очки для дальнейшего углубления своих отношений с африканскими странами.

Правление У.С. Эмбало не обещает быть простым: стране предстоит долгий период восстановления после продолжительного политического кризиса. Однако новый президент Гвинеи-Бисау – высокообразованный человек и опытный политик. Он имеет степень магистра политологии, а также докторскую степень в области международных отношений, полученную им в Мадридском университете Комплутенсе. Эмбало проходил военную службу в армии Гвинеи-Бисау, военную подготовку – в Центре национальной обороны Испании, проводил исследования в области национальной безопасности в Бельгии, Израиле, ЮАР, Японии и Франции, имеет звание бригадного генерала. После назначения его в 2016 г. на должность премьер-министра участвовал в формировании правительства.

Нигде в мире отдельные страны не отражают столь сильно характер их президентов, как в Африке. Каким становится государство, зачастую зависит исключительно от того, кто ее возглавляет. Приходит новый человек, и страна может начать двигаться совершенно в ином направлении. Состоявшаяся в Гвинее-Бисау мирная передача власти и относительная стабилизация внутриполитической обстановки позволяют надеяться, что при новом режиме это небольшое западноафриканское государство, с которым Россию со времен Амилкара Кабрала связывают дружеские отношения, сможет решить свои основные проблемы и начать двигаться в том направлении, которое в наибольшей степени будет способствовать ее эффективному политическому и социально-экономическому развитию.

Т.С. Денисова, к.и.н., вед.н.с.,
зав. Центром изучения стран Тропической Африки ИАфр РАН