Итоги президентских выборов в Египте: предсказуемые результаты

Актуальный комментарий

фото: Mena/Xinhua/Newscom

26–28 марта с.г. в Арабской Республике Египет (АРЕ) прошли очередные президентские выборы (граждане Египта, проживающие за рубежом, голосовали заранее – 16–18 марта 2018 г.). В соответствии с положениями Конституции страны, одобренной на январском референдуме 2014 г., президент избирается сроком на 4 года, и может быть переизбран только один раз.

2 апреля 2018 г. Национальная избирательная комиссия объявила официальные результаты выборов: за действующего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси было подано более 97% бюллетеней, признанных действительными, а за председателя парламентской партии «Аль-Гад» Муссу Мустафу Муссу – менее 3%. Всего на 13 тыс. избирательных участках проголосовало более 24,2 млн человек, или примерно 41 % всех избирателей, что считается в Египте довольно высокой явкой (например, на президентских выборах в сентябре 2005 г. она составила 23%).

Итоги выборов оказались весьма предсказуемыми, что, очевидно, и стало главной причиной отказа некоторых египетских политиков от участия в них.

Еще задолго до объявления даты выборов ряд египетских политических деятелей заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента страны. Однако по мере приближения выборов предполагаемые кандидаты начали под теми или иными предлогами отказываться от участия в выборах. В их числе оказались известный политик, участник президентских выборов 2012 г. и 2014 г. – Хамдин Сабахи; известный юрист, основатель партии «Хлеб и свобода» – Халед Али, а также другие политики.

Положения 142 статьи Конституции Египта требуют от кандидатов на пост президента страны получить рекомендации не менее чем 20 выборных членов парламента или подписи не менее 25 тыс. граждан, имеющих право голоса, минимум в 15 провинциях, при этом в каждой провинции требуется собрать не менее 1 тыс. подписей в свою поддержку.

Указанные конституционные требования для кандидатов смогли выполнить лишь действующий президент Абдель Фаттах ас-Сиси, заручившийся поддержкой 173 тыс. избирателей, и председатель парламентской партии «Аль-Гад» Мусса Мустафа Мусса, представивший 47 тыс. подписей в свою поддержку.

Однако не конституционные ограничения и не маргинализация большинства кандидатов стали основной причиной сокрушительной победы ас-Сиси на выборах. Избиратели выразили поддержку тому курсу, который проводил действующий президент во время своего первого срока.

Активное участие молодежи в «арабской весне» лишний раз напомнило нынешнему руководству страны о необходимости учета интересов молодых египтян и выработки специальной молодежной политики.

Прежде всего, в 2014 г. при финансовой поддержке местных бизнесменов была основана молодежная партия «Страна будущего нации», получившая в ходе парламентских выборов 2015 г. 53 места в парламенте. Ее целью, с которой она пока успешно справляется, является вовлечение молодежи в политический процесс. Весьма показательно, что именно члены молодежной партии приняли активное участие в начавшемся с сентября 2017 г. сборе подписей в поддержку выдвижения ас-Сиси на новый президентский срок.

Новым явлением во внутриполитической жизни страны стали также национальные конференции молодежи, которые взяли старт с первой встречи, проведенной в октябре 2016 г. в Шарм аш-Шейхе под патронажем президента АРЕ ас-Сиси, который лично принял в ней участие. Аналогичные конференции были также проведены в Каире, Асуане, Исмаилии и Александрии. Помимо вопросов регионального социально-экономического развития на этих конференциях обсуждались и острые общенациональные вопросы. Последним мероприятием в этой серии стало проведение в Шарм аш-Шейхе в ноябре 2017 г. Всемирного молодежного форума, в котором, как и во всех региональных конференциях, принял участие и президент АРЕ.

Другим важным направлением борьбы за умы молодежи в Египте стало активное противодействие противоправной деятельности ряда зарубежных неправительственных организаций, многие из которых создавались в арабских странах с помощью Запада со вполне определенной целью – трансформации правящих режимов, признанных ими недемократическими.

Однако главный фронт борьбы за симпатии египетской молодежи – основного участника политического процесса в Египте – был развернут ас-Сиси в сфере решения наиболее острых экономических проблем: нехватки жилья и безработицы среди молодежи.

Не следует, однако, забывать, что и предыдущие руководители Египта уделяли внимание жилищной проблеме: в стране уже в течение четырех десятилетий довольно активно ведется жилищное строительство. С этой целью в 1979 г. в АРЕ было создано Управление новых городских поселений.

Однако при нынешнем президенте деятельность Управления активизировалась. В настоящее время строится 24 новых городских поселений, а общее число введенных в оборот жилых единиц составляет 1,82 млн, из которых примерно 1/3 построена Управлением и 2/3 – частным сектором. Уже сегодня в них проживает 7 млн человек, а после завершения всех строительных проектов число новоселов, в основном молодежи, должно возрасти до 17 млн.

Еще более очевидными оказались успехи руководства страны в решении проблемы безработицы, особенно на фоне провала, вызванного событиями «арабской весны». Если в 2010 г. число безработных в Египте подскочило на 800 тыс. человек, увеличившись с 2,4 до 3,2 млн, а в последующие два года ежегодно росло на 200 тыс. человек, то с 2013 г. число безработных стабилизировалось при одновременном росте занятости. С 2013 г., когда уровень безработицы составил 13,2%, он имеет устойчивую тенденцию к снижению: 2014 г. – 13,0%, 2015 г. – 12,8% и 2016 г. – 12,5%.

Таким образом, за время первого президентского срока ас-Сиси были достигнуты определенные успехи в решении наиболее острых социальных проблем. Вместе с тем следует отметить, что в первый срок пребывания у власти президент был вынужден принять и ряд непопулярных мер, которые позволили его политическим противникам набрать определенные политические очки. Этого, однако, оказалось явно недостаточно для их победы на выборах.

В первую очередь речь идет о введении в 2016 г. режима плавающего курса египетского фунта, в результате чего 6 ноября его стоимость по отношению к доллару США снизилась на 42,6%, а 9 ноября – еще на 13,2%, после чего национальная валюта приобрела относительную устойчивость. Хотя этот шаг существенно увеличил конкурентоспособность египетской продукции при ее экспорте, он обусловил резкий рост цен на внутреннем рынке, в том числе за счет снижения субсидий на поддержание цен дотируемых потребительских товаров. Однако рост цен не вызвал ничего сколь-нибудь похожего на хлебные бунты 1977 г.

Значительно большие протесты и демонстрации вызвало подписание в Каире 8 апреля 2016 г. королем Сальманом бен Абдель Азиз Аль Саудом и президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси соглашения о делимитации морской границы, в соответствии с которым Египет признал суверенитет Саудовской Аравии над двумя пустынными островами Тиран и Санафир площадью 113 кв. км в Красном море. Переговоры о судьбе этих островов, суверенитет Египта над которыми впервые был закреплен в Лондонской конвенции 1840 г., продолжались с 2010 г.

Отказ от суверенитета над островами в Красном море имел очевидную финансовую подоплеку. Одновременно с соглашением о признании суверенитета в апреле 2016 г. было подписано соглашение о строительстве моста протяженностью 50 км через Красное море, который свяжет египетский курорт Шарм аш-Шейх, остров Тиран и расположенный на севере Саудовской Аравии Рас аш-Шейх Хамид. Подписание этого документа стало частью плана по развитию Синайского полуострова, на реализацию которого Саудовская Аравия предоставила 1,7 млрд долл. Однако это только незначительная часть средств, выделяемых Королевством для Египта, которая, по сообщениям некоторых СМИ, составляет в общей сложности 25 млрд долл.

Эффектной точкой в первом президентском сроке ас-Сиси стала широкомасштабная контртеррористическая операция «Синай 2018», в которой приняли участие более 60 тыс. военнослужащих различных родов войск, атаковавших позиции исламистов на севере и в центральной части полуострова. Стоит отметить, что израильские власти пошли в этом плане навстречу Египту, по существу одобрив частичную ремилитаризацию Синая для проведения антитеррористической операции.

Ас-Сиси, занимавший при Х. Мубараке должность начальника военной разведки, как никто другой в стране понимает, что военный разгром исламистов – это всего лишь первый шаг на пути укрепления национальной безопасности. В следующие четыре года потребуется решить еще более сложную задачу по полноценному включению бедуинов Синая – коренного населения полуострова – в социальную и экономическую жизнь страны.

С большой долей уверенности можно ожидать, что во время второго президентского срока ас-Сиси будет сохранен как внешнеполитический курс страны, нацеленный на укрепление авторитета АРЕ на международной арене и, в первую очередь, в арабском мире и в Африке, так и внутренняя социально-экономическая политика. Ее целью станет повышение темпов экономического роста. Принятая в стране стратегия устойчивого развития «Видение Египта 2030» ставит амбициозную задачу увеличения темпов прироста реального ВВП в 2020 г. до 10% (по данным МВФ они возрастут до 6% в 2022 г.), что позволит ощутимо повысить уровень жизни египтян.

Одним из первых с переизбранием на новый президентский срок Абдель Фаттаха ас-Сиси поздравил президент РФ Владимир Путин. В направленной им поздравительной телеграмме, в частности, говорится: «Итоги выборов наглядно подтвердили Ваш значительный авторитет среди соотечественников, широкую поддержку проводимого Вами курса на решение актуальных социально-экономических задач и укрепление стабильности в стране.

В России ценят отношения стратегического партнерства с Египтом. Рассчитываю, что совместными усилиями мы обеспечим дальнейшее развитие взаимовыгодного двустороннего сотрудничества во всех сферах, а также координацию усилий в региональных и международных делах, в противодействии угрозам и вызовам глобальной безопасности. Это, несомненно, отвечает интересам дружественных народов наших государств».

С.Н. Волков, к.э.н.,
с.н.с. Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН